Москва – сердце России
VI. Москва при великом князе Василии III
Великий князь Василий III
Время Василия III (1505–1533) составляет последовательное продолжение процесса, совершавшегося в княжение его отца, Ивана III, и прямой переход к царскому периоду нашей столицы. Сын царевны Софии Палеолог, он был не только последним собирателем уделов Северо-Восточной Руси (вечевого Пскова, Рязани и Новгорода-Северского) и борцом за воссоединение западнорусских княжеств (Смоленска и других), но и, будучи единодержцем во всем – и в отношениях к боярам, духовенству и в самой придворной обстановке, – является более царем, чем его отец. Его чаще называют царем, и он уже сам именует себя Самодержцем. Его царское титло уже выбивается на монетах, рядом с наименованием господаря всея Руси. Иностранные послы удивляются величию русского государя и сил России. Соответственно этому у нас растет чувство собственного достоинства и занимается заря сознания того, что нашему отечеству предлежит важное всемирно-историческое призвание. Русские люди с особым сочувствием читали в это время в повести о взятии Царьграда: «Свершится пророчество, свершатся предзнаменования: Русский род, предызбранный от Бога, возьмет седмихолмный Цареград и воцарится в нем». «Солнце евангельское, – пишет Иосиф Волоцкой в своем "Просветителе", – освещает нашу землю, гром апостольский оглашает нас. Устроились божественные церкви, составились честные монастыри, святители и преподобные чудотворцы наши взлетели, как бы на золотых крыльях, на небеса». Власть государя в глазах народа все более получает священное значение, и русские люди уже говорят: «Так угодно Богу и государю». Когда Герберштейн (Герберштейн Сигизмунд (1486–1566), посол австрийского двора Габсбургов, известен своими записками о Московской Руси и, в частности, описанием московского Кремля начала XVI в. – Прим. ред.), немец-посол императора Священной Римской империи, не понимавший духа нашего народа и смотревший на Россию западными глазами, позволил себе высказать одному старику, служилому человеку, что его усердие к государевой службе раболепно, этот москвич сказал ему: «Нет, господин барон, не по-вашему мы служим своим государям».
Идея святой и царской Руси продолжала воплощаться в самой внешности Москвы, окончательно преобразовывая ее из княжеского стольного города в царствующий православный град всея России и всего православного Востока.
Покойный государь император Александр Александрович, смотря на Москву с высоты Кремля, сказал, что наша Первопрестольная столица – «это храм всея Руси, а Кремль – алтарь этого храма». Но такое обращение нашего срединного града в величавый Дом Божий совершилось не вдруг, а веками. И храмовая история правления Василия Ивановича много способствовала умножению в ней числа церквей, дошедшего впоследствии до сорока сороков и сделавшего ее столицей Восточного православия.
При Василии III кипела работа в кремлевских соборах и строились храмы вне Кремля. В год своей смерти Иван III, посетив усыпальницу своих предков – Архангельский собор, где стояло 24 гроба наших государей, нашел его слишком тесным и приказал разобрать его до основания, державные гробы перенести в церковь Иоанна, «что под колоколы», и заложить новый, более обширный собор. Два года строил его Алевиз Фрязин. В 1507 г. он был окончен и расписан русскими живописцами. Освящение совершал митрополит Даниил в присутствии великого князя, его семьи и двора. Не с этого ли времени начали ставить в Архангельском соборе портретные изображения похороненных здесь государей? Между ними находится и портрет самого Василия III в иноческом одеянии, которое он принял пред смертью под именем Варлаама. В большом Успенском соборе происходило, как говорят летописи, «велелепное украшение» фресковой живописью, оконченное в 1514 г., и первопрестольный собор России принял тот вид, который при всех перестройках сохраняется и доныне.
Успенский собор. Внутренний вид
Тогдашнее «величество» Успенского собора соответствовало его новому значению. Он уже был в то время не только церковной кафедрой и усыпальницей первосвятителей всея Руси, но и храмом «посаждения на престол и венчания государей», символом единства России и единодержавия Москвы, а также церковною летописью ее политической истории. В знак того, что сюда, в московский Кремль, тянули все области Руси, наши государи по мере присоединения к общерусскому средоточию удельных княжеств переносили из них главные святыни и помещали их в соборе всея Руси. Тут были собраны наиболее чтимые иконы удельных княжений – Владимира, Великого Новгорода, Пскова, Смоленска и др. Каждый государь, жертвуя сюда икону, изображавшую его ангела, как бы записывал свое правление на эту церковную скрижаль нашей исторической жизни. Каждое важное событие увековечилось здесь или новой иконой, или церковными сосудами, или Евангелием, или хоругвью, или дорогим облачением для священнослужителей.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".