Москва – сердце России
III. Москва при сыновьях Калиты Симеоне Гордом и Иване II. Дмитрий Донской
Завещание великого князя Симеона Гордого
По смерти великого князя Симеона Ивановича Гордого на Московский престол вступает его брат Иван II, по выражению летописи, «христолюбивый, кроткий, тихий и милостивый». Слабый здоровьем, он не походил характером ни на отца своего Калиту, ни на своего брата. Если в Москве «не погасла свеча, и не престала память его родителей», о чем заботился в своем духовном завещании Симеон Гордый, то это зависело от того, что вокруг Московского князя и его стола дружно и деятельно сплотились митрополит Алексий и старые московские бояре.
Печать митрополита Алексия
Особенно была важна князю церковно-государственная поддержка со стороны владыки св. Алексия. Крестный сын Ивана Даниловича, постриженник старшего брата преподобного Сергия, настоятеля московского Богоявленского монастыря Стефана, св. Алексий за свой ум и книжность был поставлен митрополичьим наместником и епископом Владимирским, и митрополит Феогност еще при жизни избрал его своим преемником на митрополичьей кафедре. Получив в Царьграде от патриарха поставление в митрополиты, св. Алексий, как проницательный и усердный русский патриот, более своего предшественника-грека способствовал укреплению могущества Москвы и в итоге сделался первосоветником и руководителем мягкого характером Ивана Ивановича в политических делах. Воскресенская летопись под 1357 г. говорит, что когда св. Алексий, готовясь 18 августа к путешествию в Золотую Орду для исцеления Тайдулы, стал служить молебен у гроба святителя Петра, «се тогда загореся свеща сама собою у гроба чудотворца Петра; митрополит же, пев молебен со всем клиросом, и свечу ту раздроби и раздаст народу на благословение, и того же дни поиде в орду». Исцелив в Орде жену хана Чанибека от слепоты, первосвятитель получил в дар татарский конюшенный двор в Кремле, где после он построил Чудов монастырь; кроме того, Алексий привез из Орды перстень Тайдулы (он имел значение печати, на коей был изображен дракон), хранящийся и теперь в Патриаршей ризнице, и грамоту, освобождавшую все русское духовенство от податей.
По своем возвращении из Орды первосвятитель с восторгом был встречен великим князем и народом. Восьмилетний князь Дмитрий, будущий куликовский герой, со слезами благодарности приветствовал митрополита следующими словами: «О, владыко, что ти воздам противу труду твоему, имже нам мирное житие даровал? » И действительно, митрополит Алексий сделался могущественным защитником Москвы перед Ордой.
О построении Чудова монастыря известно следующее. За несколько лет до своей кончины, а именно в 1365 г., святитель Алексий на месте подаренного ему ханского двора воздвиг монастырь с храмом в честь Чуда архангела Михаила с Благовещенским приделом. Здесь он приготовил себе гроб и вручил монастырь попечению великого князя. Сюда он призывал преподобного Сергия, здесь возложил на него золотой крест с парамандом (Параманд (парамант, параман) – древняя деталь монашеского облачения, представляющая собой небольшой кусок вышитой материи, на которой изображается Голгофа, орудия пыток Спасителя, молитва, петух, лестница и т.д. – Прим. ред.) и уговаривал стать его преемником на всероссийской первосвятительской кафедре.
Святитель обстраивал Москву новыми монастырями, хотя их постройка относится к предшествующему времени. Кроме Чудова монастыря, он построил Андрониковский монастырь на берегу Яузы по обету, данному им на Черном море во время бури. Местность эта носила наименование Болвановской. По ней приезжали с болваном ханским, или басмой, ордынские послы. Она также вела во Владимир и Суздаль.
Этот обетный монастырь был построен в 1360 г. Святитель перед этим ходил к преподобному Сергию посоветоваться относительно исполнения обета. Тот дал ему для построения монастыря своего ученика Андроника. Место было избрано в 7 верстах от Кремля, на высоком берегу Яузы. Преподобный Сергий вместе со святителем Алексием благословил место закладки. В следующем 1361 г. был готов каменный храм, сохранившийся доселе как памятник того времени. Сюда первосвятитель поставил привезенный из Царьграда нерукотворный образ Спасителя. Преподобный Сергий, князья и святители Москвы посещали этот монастырь. Под руководством преподобного Андроника воспитались его преемник по игуменству преподобный Савва и знаменитые художники-иконописцы Андрей Рублев и Даниил, основатели художественной московской иконописной школы. В этом монастыре почивают под спудом мощи двух первых его игуменов. Монастырь был обнесен стенами и так же, как и другие предмосковные монастыри, стал служить фортом для московской крепости.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".