Москва – сердце России
III. Москва при сыновьях Калиты Симеоне Гордом и Иване II. Дмитрий Донской
Чудов монастырь
Третий монастырь – Алексеевский, на Стоженке (Остоженке. – Ред.), где теперь Зачатьевский монастырь – был основан митрополитом по просьбе его сестер Евпраксии и Юлии. При Василии III он был перенесен на Чертолье (от Черторый – ручей, роющий овраги); а когда в XIX столетии его место было отведено под храм Христа Спасителя, он был перенесен за Красный пруд, где и теперь находится. Монастырь этот был основан в честь ангела митрополита Алексия. Сверх этого святитель оставил память о себе и тем, что приобрел подмосковное Черкизово – сельцо, которое, по его собственному выражению, «было куплено на его серебрецо». Он скончался в княжение Дмитрия Ивановича Донского и был погребен в основанном им Чудовом монастыре (Чудов монастырь основан в 1365 г. Его название происходит от праздника Чуда арх. Михаила в Хонех. При нашествии Тохтамыша монастырь в 1382 г. был сожжен. Спустя 60 лет после кончины митр. Алексея в монастыре были открыты его мощи. Пережив длинную и трудную историю, Чудов монастырь был разрушен, взорван; теперь на его месте площадь перед зданием бывшего Президиума Верховного Совета. Часть сохранившихся сокровищ монастыря передана в Исторический музей, мощи св. Алексея перенесли в Архангельский собор (теперь они покоятся в Богоявленском соборе в Елохове). Иконы соборного иконостаса хранятся в Государственной Оружейной палате. – Прим. ред.), где в серебряной раке почивают его святые мощи.
В этом монастыре Mocква до сего времени хранит драгоценнейший манускрипт этого великого первосвятителя переведенный им с греческого языка и переписанный его собственной рукой Новый Завет. Кроме этого, до нас дошло его духовное завещание. Выше мы воспроизвели с изданного покойным митрополитом Леонтием Нового Завета отрывок из Евангелия о распятии на кресте и смерти Иисуса Христа. Новый Завет святителя Алексия, кроме важности его в многоразличных отношениях, есть свидетельство того, что в Москве в XIV в., несмотря на татарское иго, уже зачиналось основанное на изучении греческого языка образование, и что само искусство письма по сравнению с прежним письмом московских великокняжеских дьяков уже сделало значительный шаг вперед. Евангелие написано на пергаменте в восьмую долю листа, в два столбца мелким полууставом и содержит в себе четвероевангелие, деяния и послания апостольские, апокалипсис и краткий месяцеслов. По мнению специалистов, текст Нового Завета составляет или новый перевод с греческого, или новую редакцию такового. Прожив при греке митрополите Феогносте в качестве его наместника 12 лет, он мог основательно изучить греческий язык. Св. Алексий скончался на 85-м году своей жизни. Об обретении его мощей Никоновская летопись говорит: «В княжение великого князя Василия Васильевича при святейшем Фотии митрополите Киевском и всея Руси (1431 г. – В.Н.) обвалися верх церковный во время священные литургии, священнику еще не изшедшему из алтаря; но невредим бысть. И тако тоя церкви место очистивше, начаша копати, хотяще основати новую церковь каменну; и еще копающе обретоша священное тело Алексия митрополита Киевского и всея Руси, еще же и ризы его целы». При раке святителя хранятся его саккос, епитрахиль, подризник и посох. Примечательны украшающие саккос эмалевые и черневые дробницы. В их медальонах, кроме изображения Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи и других святых, мы видим двух сиринов (Сирин – райская птица-дева, чье пение разгоняет печаль. – Прим. ред.) и геральдического орла с сиянием вокруг головы. Это последнее изображение схоже с эмблематическими орлами на рельефах Дмитриевского собора во Владимире.
При Иване Ивановиче мы видим в истории Москвы первую внутреннюю смуту, которая разыгралась, может быть, оттого, что этот великий князь был слишком мягкосердечен. Оседавшее в Москве на полную оседлость боярство приобрело тогда в Думе великого князя очень большое значение. Особенную силу имел московский тысяцкий, заведовавший и ратными, и земскими делами. При Симеоне Гордом тысяцким был знатный боярин Василий Протасьевич Вельяминов, происходивший от варяжского выходца Шимона, сын которого, Георгий, был тысяцким в Ростове при Владимире Мономахе, отце основателя Москвы. Другой, тоже знатный, боярин Алексей Петрович по прозванию Хвост (вероятно, потомок того, который упоминается еще в Начальной летописи) завел какую-то крамолу против великого князя Симеона. Очень возможно, что он завидовал Вельяминову, притязая на сан тысяцкого. Великий князь отобрал у него недвижимое имущество, изгнал его из Москвы и в договорной грамоте с братьями обязал их не принимать к себе на службу этого крамольного боярина. Но Иван II, вероятно, по мягкосердечию, после смерти брата не только вернул Алексея Петровича, но и сделал его московским тысяцким. Это обстоятельство, соединенное с гордым его характером, привело к катастрофе. Очевидно, оно не могло не волновать больших бояр и в особенности сильного рода Вельяминовых. 3 февраля 1356 г., когда звонили к заутрене, на городской площади подняли тело убитого боярина Алексея Петровича. Подозрение в этом пало на враждебных ему бояр. Но убитый тысяцкий, как заметно, имел много сторонников даже между обывателями Москвы, и потому в народе возникли волнения и мятеж. Вследствие этого два больших боярина – Михаил Александрович и зять его Василий Вельяминов, сын упомянутого Василия Протасьевича, – с женами и детьми, воспользовавшись последним зимним путем, отъехали в Рязань.
Однако отъезд этих бояр, имевших за собой значительную партию, по-видимому, был неприятен великому князю: в следующем году он позвал их назад к себе на службу; а потом семье Вельяминовых опять удалось завладеть саном тысяцкого в Москве – в лице того же Василия Васильевича.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".