Москва. Кремль.

Успенский собор

Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора стояла деревянная церковь. В конце XIII века первый самостоятельный московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, заложил на этом месте каменный храм – первое каменное строение Москвы.

В 1326 году, глава русской церкви митрополит Петр навсегда перебрался в Москву, и Иван Калита начал сооружение нового храма по образу и подобию Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Великий князь хотел, чтобы собор стал главным храмом Русского государства, и эти планы сбылись.

К 1472 году, строение обветшало, и назрела необходимость в сооружении нового, большего по размерам собора, который своим обликом мог бы соответствовать возросшему могуществу Москвы.

Возведение нового храма поручили мастерам Кривцову и Мышкину. А за образец велено было взять прославленный древний Успенский собор во Владимире, но превзойти его длиной и шириной. Когда новый храм возвели уже почти до сводов, вечером 20 мая 1474 года он неожиданно рухнул. Причин для катастрофы, скорее всего, было несколько – и землетрясение, случившееся в тот момент в Москве, и жидко разведенная известь, и кладка стен без перевязи.

Почти год лежали посреди Кремля развалины, пока в Москву не прибыл приглашенный Иваном III из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти. 15 августа 1479 года новый собор торжественно освятили.

Здание храма для православного христианства было не просто помещением для исполнения обрядов и молений Богу. Храм воплощал идею земного неба, в котором пребывал Бог. Начав строить собор как главное здание столицы «палатным способом», зодчий все же вынужден был по требованию заказчика соблюсти строгий канон сооружения православного храма. Канон этот был окончательно сформулирован в Византии еще в конце IX века и оттуда перенесен в Россию. Он требовал обязательного пятиглавия и завершения восточной стены полукружиями апсид. Фиораванти выполнил эти условия, сделав небольшое отступление – он прикрыл апсиды с севера и юга, продолжив для этого стены. Со стороны своего южного входа храм смотрелся как огромный монолит.

В интерьере зодчий отказался от традиционных хор, квадратные колонны заменил круглыми, расставив их на равном расстоянии, стараясь раздвинуть внутреннее пространство, и придав ему насколько возможно светский характер. Едва переступив порог огромного гулкого помещения храма, посетитель сразу же оказывался вовлеченным в сложный мир цветовых пятен и световых бликов. Его взгляд скользил снизу вверх, потом снова вниз, вправо, влево. Летописец отмечал, что люди, впервые приходя в расписанный храм и «видя превеликую церковь и многочудную роспись, воистину мнили себя, как на небесах стоящими».


Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле

  • Церковь Рождества Богородицы на Сенях
  • Успенский собор
  • Церковь Ризположения
  • Благовещенский собор
  • Грановитая палата
  • Архангельский собор
  • Ансамбль колокольни Ивана Великого
  • Золотая царицына палата
  • Теремной дворец
  • Верхоспасский собор и теремные церкви
  • Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов
  • Потешный дворец
  • Арсенал
  • Сенат
  • Большой Кремлевский дворец
  • Оружейная палата
  • Военная школа имени ВЦИК
  • Государственный Кремлевский дворец
  • Царь-пушка
  • Царь-колокол
  • История
  • Объекты
  •  

    Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".