Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Кострома

История и культура

В XVII в. Кострома – крупный ремесленный город со значительным населением (по переписи 1650 года – 2086 дворов), развитым текстильным, кожевенным и мыловаренным производством. С 1719 Кострома – провинциальный город Московской губернии, с 1778 – губернский город. В XVIII-XIX вв. Кострома – промышленный центр. Первая полотняная мануфактура основана в 1751. В конце XVIII-XIX вв. город интенсивно застраивался каменными домами и благоустраивался. В 1913 состоялись городские торжества в честь посещения Костромы императором Николаем II.

Центральная часть Костромы – уникальный по своей композиционной целостности градостроительный ансамбль, возникший в конце XVIII – начале XIX вв. на месте старого центра, срытых земляных и деревянных укреплений кремля и Нового города XVII в. в результате систематической регулярной застройки по генеральному плану 1781-84. К ее средоточию – раскрывающейся к реке полукруглой площади – сходятся 7 радиальных лучей, охваченных полукольцами поперечных улиц. Северный угол площади отмечен высокой пирамидальной пожарной каланчей (1823-26), основание которой выделено 6-колонным портиком, аттиковый этаж над ним служит переходом к 8-гранному столбу со смотровой площадкой (верх перестроен в 1880). Рядом, между лучами расходящихся улиц, – ампирное здание бывшей гауптвахты (1824-25), 3-этажное здание бывшей гостиницы «Россия» (1815, перестроено во второй половине XIX в.), величественное, выделенное 8-колонным портиком здание бывшего дома-дворца генерала Борщева (1830-е гг.), здание бывших Присутственных мест (1806-09, в 1832 частично перестроено) с сильно вынесенным вперед 4-колонным портиком. Ансамбль площади завершают 2 симметрично расположенных здания бывших торг. рядов, с севера – Больших Мучных (1789-93), с юга – Красных (1789-1800), окруженных аркадами на мощных 4-гранных столбах. За Красными рядами – Мелочные ряды (1820-30), стоящие на откосе холма Пряничные ряды с массивными аркадами, 2-этажные Рыбные ряды с открытыми аркадами в торцах, вытянутые параллельно Волге, за ними – 2 перпендикулярных реке Торговых корпуса (1840-50). С северо-запада ансамбль бывших торговых рядов замыкает корпус Малых Мучных рядов (первая половина XIX в.), с юга – корпуса Овощных (Табачных) рядов (1819) с ритмическим чередованием дорических колоннад и глухих простенков и Масляных рядов с рустованными столбами аркад в боковых крыльях.

На месте кремля – городской парк, террасами спускающийся к Волге. В конце одной из его аллей – так называемая беседка Островского (круглая, 8-колонная, возведена в 1956 по типу архитектурных парковых сооружений конца XVIII – начала XIX вв.). В парке на береговом холме – 2 симметричных трехэтажных здания соборного причта (1795-96).


Кукольный театр

Прилегающие к центральной площади кварталы застроены каменными бывшими купеческими особняками конца XVIII – начала XIX вв. по типовым проектам – 2-этажными зданиями с нижним низким рустованным и верхним высоким этажами, со стройными колонными портиками, увенчанными фронтонами. Интересны в градостроительном отношении классицистические дома, расположенные на пересечении улиц и имеющие скругленные углы, обработанные полуколоннами (в том числе бывший дом детского приюта и дом Акатова, оба – начала XIX в.). На центральной городской улице – бывшее Дворянское собрание, первоначально – купеческий особняк конца XVIII в., в 1830-е гг. к торцу пристроен прямоугольный корпус, центральная часть выделена ризалитом с коринфскими пилястрами (в интерьере – чугунная лестница с позолоченными бронзовыми украшениями перил, двусветный Большой зал, отделанный белым мрамором и декорированный полуколоннами коринфского ордера, Малый зал с кессонированным потолком с резными золочеными вставками). На северо-западе центральной части К. – постройки Богоявленского монастыря (основан в XV в.): массивный кубический 5-главый Богоявленский собор (1559-65), каменные палаты (XVII в.); недалеко от набережной – нарядная 5-главая церковь Воскресения на Дебре (1652, в интерьере – фрески, середина XVII в., в северо-восточном приделе – фрески, 1670, резной золоченый иконостас XVII в.) с сильно вынесенным вперед, увенчанным декоративным шатром крыльцом; в восточной части города – церковь Иоанна Златоуста с 5 тонкими декоративными главами (1791, выстроена в традициях XVII в.), с 3-ярусной колокольней, завершенной шпилем.

Напротив городского центра, за р. Кострома, – Ипатьевский монастырь (основан, по преданию, в последней трети XIII в., с монастырем связана так называемая Ипатьевская летопись – список конца XIV – начала XV вв. с одного из древнейших летописных сводов Киевской Руси). Окружен крепостными стенами с круглыми угловыми башнями (XVI-XVII вв.); с юга – проездная квадратная башня, с севера – въездные Екатерининские ворота в стиле барокко (1767). На территории монастыря: большой 4-столпный 5-главый Троицкий собор, окруженный нарядными галереями (1650-52, в интерьере – фрески, 1685, многоярусный резной барочный иконостас, 1756-58, иконы XVII-XVIII вв., железные двери северного, южного, западного порталов, обитые тонкой медью и расписанные золотом, конец XVI в., надпрестольная резная сень, XVII в.). В ризнице собора, в экспозиции музея-заповедника, – иконы XVI-XVII вв., древнерусское лицевое шитье XVI-XVII вв., рукописные книги с миниатюрами XVI-XVII вв., произведения ювелирного искусства и металлопластики XVI-XVII вв. (панагии, кадила и т. д.), деревянная полихромная скульптура XV-XVIII вв. и др. С запада от собора – массивная многопролетная звонница (1603-05), соединенная с 4-ярусной башней с открытым звоном (1649). В северо-восточной части – 3-этажный архиерейский корпус (XVI-XVII вв.), братский корпус (XVI-XVIII вв.), у западной крепостной стены – так называемые палаты бояр Романовых (XVI-XVII вв., в 1863 реставрированы в псевдорусском стиле). На присоединенной к монастырю в XVII в. и обнесенной каменной стеной территории так называемого Нового города – деревянная на сваях Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вежи Костромской области (начало XVIII в.). Вне стен монастыря, к югу от него – Музей народной архитектуры и быта (церкви XVI-XVII вв., избы, свайные бани, ветряные мельницы XIX в.). Среди построек бывшей Ипатьевской слободы – 5-главая каменная церковь Иоанна Богослова с шатровой колокольней (1681-87, в интерьере – фрески, 1783, деревянный резной иконостас, 1770). Напротив центральной части Костромы, в Заволжье, на правом берегу Горьковского водохранилища, – церкви: Рождественская (Ильинская на Городище, 1663, перестроена в 1702, 1773), Преображенская с шатровой колокольней (1685, верх перестроен).

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".