Кострома

Костромской музей-заповедник


Художественный музей

Костромской историко-архитектурный и художественный музей был основан в начале девяностых годов девятнадцатого века, таким образом, он стал одним из первых музеев России. Изначально он располагался в здании Дворянского собрания (которое тоже являлось частью музея). Существовало три отделения: церковное, доисторическое и этнографическое. В 1913 году неподалеку от здания Дворянского собрания было построено здание, где и расположился костромской музей. Так как в этом году праздновалось трехсотлетие династии Романовых, то и музей стал называться Романовским. На открытии здания присутствовал сам император Николай Второй со своей семьей.

С 1913 года появились новые отделения музея, теперь их было пять: доисторическое, церковно-историческое, нумизматическое, этнографическое и Романовское. Через четыре года, с приходом к власти коммунистов, музей получил новое название – «Музей местного края». Добавились и еще три отделения: кустарных промыслов, художественное отделение и естественно-историческое. Благодаря политике коммунистической партии, музей регулярно получал новые экспонаты. В связи с закрытием церквей и раскулачиванием жителей Костромы и всей губернии в распоряжение музея перешли старинные дома купцов и бояр, ризница Ипатьевского монастыря, Богоявленский и Крестовоздвиженский монастыри.

В период с 1924 по 1936 годы музей неоднократно переименовывался, помимо этого, менялась и его структура. Например, в 1924 году появилось название «Костромской областной музей», в 1929 году (в это время Костромская губерния была расформирована) музей переименован в «Костромской базовый музей». В 1936 году Кострома была приписана к Ярославской области, поэтому музей стал зваться «Костромской районный краеведческий музей». В конце тридцатых годов музей состоял из четырех отделений: природного, исторического, отделения социалистического строительства и художественного.

Во время Второй Мировой войны музей был вынужден переехать в здания Ипатьевского монастыря, так как в Романовском здании расположилась Военно-транспортная академия. Практически все отделения музея прекратили свою работу, лишь в ризнице Ипатьевского монастыря проходили экскурсии. Только в 1945 году все отделения вновь начали свою работу. В этом же году Кострома получает статус административного центра Костромской области, в связи с этим и музей становится областным. В 1946 году в распоряжение Костромского музея переходят все строения Ипатьевского монастыря, этот факт значительно расширил экспозиции. В Троицком соборе открыт филиал краеведческого музея, где были выставлены экспонаты, рассказывающие об истории монастыря и многих церквей Костромы.

В 1958 году костромской музей становится историко-архитектурным музеем-заповедником. Это второй случай в истории России, когда музею присваивается такой статус (первым стал музей в Новгороде). Такая реорганизация помогла работникам музея отреставрировать и сохранить многие архитектурные памятники, включая ансамбль Ипатьевского монастыря и множество деревянных зданий. Возникла небольшая проблема с реставрационными работами, а связаны они были с заселением большинства зданий-экспонатов работниками коммунистической партии еще в довоенное время. Потребовалось немало лет, чтобы освободить помещения от жильцов.

В 1966 году открывается новое отделение костромского музея-заповедника. Сначала это было отделение изобразительных искусств, но оно стало стремительно развиваться, коллекции картин быстро росли, поэтому образовался филиал историко-архитектурного музея.

Костромской художественный музей стал базироваться в Романовском здании. В последующие годы произошло полное разделение двух музеев, а в 1989 году художественный музей получает название «Костромской объединенный художественный музей» и работает он независимо от архитектурно-исторического.

Начало девяностых годов двадцатого столетия оказалось сложным периодом для всех музеев Костромы. Решением правительства России были возвращены церкви ансамбли монастырей, ранее бывшие в распоряжении музеев. В 1990 году епархии была возвращена трапезная Богоявленского монастыря (до этого там находилась выставка картин и икон художественного музея). В 1994 году здания Ипатьевского монастыря постепенно перешли к епархии.

В 2005 году произошло объединение двух музеев. Таким образом, историко-архитектурный музей-заповедник и художественный музей объединились под названием «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

Здание Дворянского собрания неразрывно связано с историей Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Во-первых, первые несколько лет существования музей располагался в этом здании, а во-вторых, само здание является одним из экспонатов музея. Так или иначе, Дворянское собрание в Костроме имеет собственную не менее интересную и богатую историю.

Здание было построено в конце восемнадцатого века по плану архитектора М.М. Праве. Особняк принадлежал купеческой семье Дурилиных, но в 1830 году дворянство Костромы выкупило здание и проводило там свои собрания. Огромное трехэтажное здание кубической формы, с большими залами и широким холлом, величественной чугунной лестницей, как нельзя лучше подходила для собраний дворянства.

Главный вход в Дворянское собрание находится на первом, цокольном этаже. Пройдя через парадные двери, сразу попадаешь в широкий холл, где расположена легендарная чугунная лестница богато украшенная резными элементами. Согласно преданию, сам император Николай Второй, поднимаясь по ней, восхищался работой мастеров. Лестница ведет на второй этаж, где расположились огромные залы.

Главным залом является Белый зал. Такое название он получил из-за цвета внутренней отделки. Стены украшены плитами из искусственного мрамора цвета слоновой кости. Именно в этом зале проводились собрания дворянства. В западной части находится своеобразная сцена и хоры. Музыканты считают, что Белый зал – лучшая в России концертная сцена с лучшей акустикой. Здесь нередко проходят концерты вокальной и инструментальной музыки.

Напротив Белого зала расположен малый или Екатерининский зал. Он немного меньше Белого, но украшен не менее богато. Два ряда колонн разделяют его на три равные части. В отделке преобладают бардовые и золотые тона, за что зал именуют Золотым. На стенах висят портреты царских семей, великих русских поэтов и писателей, выдающихся людей костромской земли. Все картины являются частью коллекции костромского художественного музея. На третьем этаже нет больших залов, там расположено восемь небольших комнат, которые используются для выставления экспонатов музея.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".