Дмитров
Борисоглебский монастырь
![](http://prorossiu.ru/str/1601/01.jpg)
Cобор Бориса и Глеба
Борисоглебский монастырь находится на Большевистской улице. Дата основания обители точно не известна. Исходя из первого упоминания о нем в завещании князя Юрия Васильевича (1472 г.), в правление которого начался подъем Дмитрова, можно полагать, что монастырь (некогда боевой форпост города на его восточной окраине) был основан во второй половине XV века. Это подтверждается находкой в 1841 году на территории монастыря каменного креста с датой «1462». Скульптура с изображением на верху Троицы посреди распятия, а внизу фигур трех святых, была вделана в стену монастырского собора при его западном портале. В стену собора вставлена еще другая плита с датой «1537 г.» Вероятно, это вкладная плита о сооружении храма, так как стиль и тип здания вполне соответствует первой половине XVI в., когда при князе Юрии Ивановиче Дмитров широко обстраивался.
Cобор Бориса и Глеба - центр архитектурного ансамбля. В середине XVII века к нему примкнули западная паперть и трехъярусная шатровая колокольня с боевыми часами-курантами. Кирпичный, на белокаменном подвале храм - яркий представитель московской школы начала XVI в. В 1610 г. он сильно пострадал во время набега пана Сапеги; реставрированный в 1620 г., стал жертвой большого пожара в 1672 г., после чего восстановлен со значительными изменениями. В конце XVIII в. собор вновь подвергался переделкам, а в 1900-х годах ему был возвращен первоначальный древний облик.
Остальные монастырские сооружения до 70-х гг. XVII века оставались деревянными. Сформированный к середине XVIII в. небольшой архитектурный комплекс в целом сохранил свою композицию - разобраны лишь ветхие хозяйственные постройки.
Кирпичная ограда, в последствии утратившая свою оборонительную функцию, высотой всего 4 метра, имеет четыре круглых угловых башни, и выстроена в 1685-1689 гг.
Все здания обители отреставрированы. Монастырь действующий.
По соседству с монументальным Успенским собором расположен административный комплекс первой половины XIX в. (Историческая пл., 14-17), состоящий из зданий присутственных мест, служебных флигелей, тюрьмы и тюремной церкви. Небольшой ампирный ансамбль гражданских построек в 1898 г. был дополнен церковью псевдорусского стиля, ставшей его высотной доминантой. Нарядная, богато изукрашенная, с шатровыми завершениями Елизаветинская церковь, возведенная по проекту архитектора С.К. Родионова, является одним из наиболее удачных сооружений этого зодчего.
![](http://prorossiu.ru/str/1601/02.jpg)
Елизаветинская церковь
Восточнее Дмитровского кремля на тихой улочке Лиры Никольской (д.7) невольно притягивает взгляд четырехколонный ионический портик с высоким аттиком, принадлежащий дому Вадбольского. Этот одноэтажный особняк с художественными чертами ампира и свободной объемно-планировочной структурой модерна - в числе лучших образцов жилой деревянной архитектуры города.
Если вы бывали во Владимире, то с удивлением откроете для себя, близнеца Никитского храма - Троицкую-Тихвинскую церковь (1795-1801 гг.), расположенную на Пушкинской улице д. 17. Ее трехэтажный объем, растущий по вертикали, складывается из собственно храма, трапезной и придела. Декорирование фасадов исполнено в «праздничном» стиле барокко, несколько архаичного для эпохи классицизма. От своего владимирского прототипа Троицкую-Тихвинскую церковь отличают некоторые различия в деталировке и отсутствие боковых приделов.
![](http://prorossiu.ru/str/1601/03.jpg)
Троицкая-Тихвинская церковь
К югу от кремлевского вала, на Загорской улице, д. 38, истинных знатоков деревянного зодчества способен удивить приемами швейцарской народной архитектуры дом попечительницы дмитровской женской прогимназии О.Д. Милютиной. Двухэтажное здание с мансардой и лестничными пристройками, возведенное на рубеже XIX и XX вв. - яркий представитель стиля модерн.
Еще два деревянных архитектурных памятника находятся на Кропоткинской улице, д. 83 и 85. Первый из них, дом Новоселова, построенный в 1842 г., отличает пилястровый портик, упрощенного дорического ордера на уличном фасаде. Второй, одноэтажный с мезонином дом Клятовых - неординарный образец деревянной классики. Наиболее разработана центральная часть его главного фасада, выделенная ризалитом, в выступающей части которого разместилась терраса, а в тени арочной ниши мезонина - небольшой уютный балкон.
Бывшую усадьбу Подлипичье (ул. Подлипичье, 4, 6) занимает детский дом. До 1930-х годов имение, основанное в середине XVII столетия, находилось за границей города Дмитрова. К настоящему времени от разрозненного усадебного комплекса уцелел главный дом, не имеющий точной датировки, и Казанская церковь 1735 года.
Двухэтажный, кирпичный, оштукатуренный дом, вероятнее всего, построен во второй половине XVIII века, затем, видимо, реконструировался, а в середине XIX столетия получил свою главную отличительную от собратьев черту - эклектичную по своей архитектуре, высокую башню центрального входа, с богатым кирпичным узорочьем.
Возведенная в кирпиче церковь в честь Казанской иконы Божией матери, представляющая собой барочный тип «восьмерик на четверике», примечательна своей аппликативной декорацией из плоских силуэтных наличников красивого рисунка и широких лопаток. Декор, насыщенный в нижнем ярусе здания, в верхней его части почти полностью отсутствует. Церковь действующая.
В северо-западной части города так же сохранились примечательные сооружения. Прежде всего на себя обращает внимание дом Рыбакова (Рогачевская ул., 24). Одноэтажное деревянное здание с мезонином, наделенное чертами модерна, несет над своей кровлей две угловые островерхие башенки. Соседний дом Возничихина (Рогачевская ул., 16) не так наряден и представляет собой типичный купеческий дом. «Изюминка» его наружной отделки - удачно имитируемые формы каменной архитектуры позднего классицизма. Угловой дом Титова конца XVIII в. (Школьный пер., 2), с обработкой ионическими валютами каннелированных пилястр, можно отнести к лучшим классицистическим постройкам Дмитрова.
Усадьба Толченовых (Старо-Рогачевская ул., 28) единственный в городе образец усадебного комплекса эпохи классицизма. Ансамбль сформировался в 1770-1780-х гг., при крупных хлеботорговцах А.И. и И.А. Толченовых. Жилые здания дополняли многочисленные постройки хозяйственного назначения: службы, людские, амбары, конюшня и скотный двор; а также регулярный сад с прудом, оранжереями и беседкой. На сегодняшний день от разветвленного комплекса сохранился двухэтажный с антресолями главный дом, возведенный в изысканных формах французского классицизма, не уступающий по изяществу столичным образцам. Флигель - одноэтажный с полуподвалом, кирпичный оштукатуренный, когда-то служивший кладовой. В старом саду - одиночные деревья и заиленный водоем, в обрамлении остролистых камышей.
От бывших владений Толченовых, в конце улицы открывается вид на барочный Введенский храм 1763-1768 гг. (Старо-Рогачевская ул., 47), возведенный не без участия последних. Церковь, с развитой объемной композицией и пышным декоративным убранством, явно претендовала на главный храм в Конюшенной слободе, косвенно утверждая, кто здесь хозяин.
Центром трехчастной композиционной схемы храма служит двусветный четверик, имеющий в плане правильный квадрат. На него опирается световой восьмигранник, перекрытый сомкнутым сводом, и завершенный единственной главой на высоком трибуне. По традиции с востока и запада к храму примыкают апсида и трапезная, вход в которую расположен в основании стройной четырехъярусной колокольни.
Интерьер храма украшает великолепный шестиярусный золоченый иконостас второй половины XVII в. с ордерным членением, колоннами, пышными резными картушами и круглой скульптурой. На стенах и своде храма - скромная лепная отделка с чертами барокко. Стенная роспись поздняя, второй половины XIX и XX вв.
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".