Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Дмитров

Борисоглебский монастырь


Cобор Бориса и Глеба

Борисоглебский монастырь находится на Большевистской улице. Дата основания обители точно не известна. Исходя из первого упоминания о нем в завещании князя Юрия Васильевича (1472 г.), в правление которого начался подъем Дмитрова, можно полагать, что монастырь (некогда боевой форпост города на его восточной окраине) был основан во второй половине XV века. Это подтверждается находкой в 1841 году на территории монастыря каменного креста с датой «1462». Скульптура с изображением на верху Троицы посреди распятия, а внизу фигур трех святых, была вделана в стену монастырского собора при его западном портале. В стену собора вставлена еще другая плита с датой «1537 г.» Вероятно, это вкладная плита о сооружении храма, так как стиль и тип здания вполне соответствует первой половине XVI в., когда при князе Юрии Ивановиче Дмитров широко обстраивался.

Cобор Бориса и Глеба - центр архитектурного ансамбля. В середине XVII века к нему примкнули западная паперть и трехъярусная шатровая колокольня с боевыми часами-курантами. Кирпичный, на белокаменном подвале храм - яркий представитель московской школы начала XVI в. В 1610 г. он сильно пострадал во время набега пана Сапеги; реставрированный в 1620 г., стал жертвой большого пожара в 1672 г., после чего восстановлен со значительными изменениями. В конце XVIII в. собор вновь подвергался переделкам, а в 1900-х годах ему был возвращен первоначальный древний облик.

Остальные монастырские сооружения до 70-х гг. XVII века оставались деревянными. Сформированный к середине XVIII в. небольшой архитектурный комплекс в целом сохранил свою композицию - разобраны лишь ветхие хозяйственные постройки.

Кирпичная ограда, в последствии утратившая свою оборонительную функцию, высотой всего 4 метра, имеет четыре круглых угловых башни, и выстроена в 1685-1689 гг.

Все здания обители отреставрированы. Монастырь действующий.

По соседству с монументальным Успенским собором расположен административный комплекс первой половины XIX в. (Историческая пл., 14-17), состоящий из зданий присутственных мест, служебных флигелей, тюрьмы и тюремной церкви. Небольшой ампирный ансамбль гражданских построек в 1898 г. был дополнен церковью псевдорусского стиля, ставшей его высотной доминантой. Нарядная, богато изукрашенная, с шатровыми завершениями Елизаветинская церковь, возведенная по проекту архитектора С.К. Родионова, является одним из наиболее удачных сооружений этого зодчего.


Елизаветинская церковь

Восточнее Дмитровского кремля на тихой улочке Лиры Никольской (д.7) невольно притягивает взгляд четырехколонный ионический портик с высоким аттиком, принадлежащий дому Вадбольского. Этот одноэтажный особняк с художественными чертами ампира и свободной объемно-планировочной структурой модерна - в числе лучших образцов жилой деревянной архитектуры города.

Если вы бывали во Владимире, то с удивлением откроете для себя, близнеца Никитского храма - Троицкую-Тихвинскую церковь (1795-1801 гг.), расположенную на Пушкинской улице д. 17. Ее трехэтажный объем, растущий по вертикали, складывается из собственно храма, трапезной и придела. Декорирование фасадов исполнено в «праздничном» стиле барокко, несколько архаичного для эпохи классицизма. От своего владимирского прототипа Троицкую-Тихвинскую церковь отличают некоторые различия в деталировке и отсутствие боковых приделов.


Троицкая-Тихвинская церковь

К югу от кремлевского вала, на Загорской улице, д. 38, истинных знатоков деревянного зодчества способен удивить приемами швейцарской народной архитектуры дом попечительницы дмитровской женской прогимназии О.Д. Милютиной. Двухэтажное здание с мансардой и лестничными пристройками, возведенное на рубеже XIX и XX вв. - яркий представитель стиля модерн.

Еще два деревянных архитектурных памятника находятся на Кропоткинской улице, д. 83 и 85. Первый из них, дом Новоселова, построенный в 1842 г., отличает пилястровый портик, упрощенного дорического ордера на уличном фасаде. Второй, одноэтажный с мезонином дом Клятовых - неординарный образец деревянной классики. Наиболее разработана центральная часть его главного фасада, выделенная ризалитом, в выступающей части которого разместилась терраса, а в тени арочной ниши мезонина - небольшой уютный балкон.

Бывшую усадьбу Подлипичье (ул. Подлипичье, 4, 6) занимает детский дом. До 1930-х годов имение, основанное в середине XVII столетия, находилось за границей города Дмитрова. К настоящему времени от разрозненного усадебного комплекса уцелел главный дом, не имеющий точной датировки, и Казанская церковь 1735 года.

Двухэтажный, кирпичный, оштукатуренный дом, вероятнее всего, построен во второй половине XVIII века, затем, видимо, реконструировался, а в середине XIX столетия получил свою главную отличительную от собратьев черту - эклектичную по своей архитектуре, высокую башню центрального входа, с богатым кирпичным узорочьем.

Возведенная в кирпиче церковь в честь Казанской иконы Божией матери, представляющая собой барочный тип «восьмерик на четверике», примечательна своей аппликативной декорацией из плоских силуэтных наличников красивого рисунка и широких лопаток. Декор, насыщенный в нижнем ярусе здания, в верхней его части почти полностью отсутствует. Церковь действующая.

В северо-западной части города так же сохранились примечательные сооружения. Прежде всего на себя обращает внимание дом Рыбакова (Рогачевская ул., 24). Одноэтажное деревянное здание с мезонином, наделенное чертами модерна, несет над своей кровлей две угловые островерхие башенки. Соседний дом Возничихина (Рогачевская ул., 16) не так наряден и представляет собой типичный купеческий дом. «Изюминка» его наружной отделки - удачно имитируемые формы каменной архитектуры позднего классицизма. Угловой дом Титова конца XVIII в. (Школьный пер., 2), с обработкой ионическими валютами каннелированных пилястр, можно отнести к лучшим классицистическим постройкам Дмитрова.

Усадьба Толченовых (Старо-Рогачевская ул., 28) единственный в городе образец усадебного комплекса эпохи классицизма. Ансамбль сформировался в 1770-1780-х гг., при крупных хлеботорговцах А.И. и И.А. Толченовых. Жилые здания дополняли многочисленные постройки хозяйственного назначения: службы, людские, амбары, конюшня и скотный двор; а также регулярный сад с прудом, оранжереями и беседкой. На сегодняшний день от разветвленного комплекса сохранился двухэтажный с антресолями главный дом, возведенный в изысканных формах французского классицизма, не уступающий по изяществу столичным образцам. Флигель - одноэтажный с полуподвалом, кирпичный оштукатуренный, когда-то служивший кладовой. В старом саду - одиночные деревья и заиленный водоем, в обрамлении остролистых камышей.

От бывших владений Толченовых, в конце улицы открывается вид на барочный Введенский храм 1763-1768 гг. (Старо-Рогачевская ул., 47), возведенный не без участия последних. Церковь, с развитой объемной композицией и пышным декоративным убранством, явно претендовала на главный храм в Конюшенной слободе, косвенно утверждая, кто здесь хозяин.

Центром трехчастной композиционной схемы храма служит двусветный четверик, имеющий в плане правильный квадрат. На него опирается световой восьмигранник, перекрытый сомкнутым сводом, и завершенный единственной главой на высоком трибуне. По традиции с востока и запада к храму примыкают апсида и трапезная, вход в которую расположен в основании стройной четырехъярусной колокольни.

Интерьер храма украшает великолепный шестиярусный золоченый иконостас второй половины XVII в. с ордерным членением, колоннами, пышными резными картушами и круглой скульптурой. На стенах и своде храма - скромная лепная отделка с чертами барокко. Стенная роспись поздняя, второй половины XIX и XX вв.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".