Дмитров
Дмитров, в Московской области, областного подчинения, районный центр, в 65 км к северу от Москвы. Расположен на р. Яхрома (бассейн Волги) и канале имени Москвы, в месте, где р. Яхрома выходит за пределы Клинско-Дмитровской гряды на Приволжскую низменность. Железнодорожная станция на линии Москва – Кимры. Шоссейными дорогами связан с Москвой, Большой Волгой, Талдомом, Клином, Сергиевым Посадом. Порт на канале имени Москвы. Население 65,8 тыс. человек (1992; 4,5 тыс. в 1897; 6,4 тыс. в 1926; 34 тыс. в 1959; 44 тыс. в 1970; 57 тыс. в 1979).
Дмитров основан в 1154 князем Юрием Долгоруким на месте древних слав, поселений как форпост Владимиро-Суздальской земли; назван князем по второму (христианскому) имени сына Дмитрия (будущего князя Всеволода Большое Гнездо). В начале XIII в. отошел к Переяславлю, находился в орбите междоусобных войн. В 1301 в Дмитрове прошел княжеский съезд. В первой половине XIV в. Дмитров входил в состав Галицко-Дмитровского княжества. С 1364 – в составе Московского княжества, с конца XIV в. – центр удельного княжества, в середине XV в. отошел к великокняжеским владениям. В XV – первой половине XVI вв. Дмитров – один из крупнейших городов Русского государства, важный торговый центр (основные товары – соль, рыба, хлеб). В 1610 захвачен отрядом Я. Сапеги и разорен. Со второй половины XVII в. начинается экономический подъем Дмитрова, который ко второй половине XVIII в. по хозяйственному развитию вышел на одно из первых мест среди городов Подмосковья (к концу 1770-х гг. действовали 5 кожевенных, 5 солодовенных заводов, 5 мельниц, гончарный завод, изготовлявший печные изразцы; развивалось текстильное производство). С 1781 – уездный город Московской губернии. К началу XIX в. дальнейшее развитие получило возникшее в Дмитрове в последней трети XVIII в. производство лент и позументов, до конца XIX в. наиболее развитой оставалась текстильная промышленность. В 1898 был открыт чугунолитейный завод И.М. Галкина. С открытием в 1900 Савеловской железной дороги (от Москвы до станции Савелово, близ г. Кимры) Дмитров, расположенный на середине пути, приобрел значение важного транзитного пункта. К 1912 крупнейшими предприятиями города были суконная и ткацкая фабрики. Развитию Дмитрова, изменению его функций способствовало строительство канала Москва – Волга (начато в 1932; систематическая навигация с 1937). В городе располагалось Управление строительством, были созданы предприятия по производству стройматериалов и ремонту техники.
В современном Дмитрове ведущее место занимает машиностроение, представленное заводами фрезерных станков и экскаваторным. Развиты также легкая промышленность (швейное объединение «Юность» трикотажно-перчаточное объединение и др.) и производство стройматериалов (завод мостовых железобетонных конструкций, домостроительный комбинат). Действуют фабрика офсетной печати, завод алюминиевой консервной ленты. Историко-художественный музей (открыт в 1918 в Успенском соборе; в его организации участвовали П.А. Кропоткин, живший в Д. в 1918-21, и историк М.Н. Тихомиров, работавший научным сотрудником музея).
В центре Дмитрова, к юго-востоку от Яхромы, сохранился земляной вал Городища домонгольской эпохи (периметр около 1 км, высота около 15 м). На Городище – монументальный 4-столпный 5-главый Успенский собор (между 1509 и 1533), украшенный уникальными изразцовыми композициями: круглым барельефом с изображением святого Георгия Победоносца (диаметр около 3 м) у южного портала и 2 барельефами с изображением Распятия в закомарах южного и северного фасадов; в интерьере – резной иконостас конца XVII в. с иконами XVI-XVIII вв. К востоку от Городища расположен второй по значению архитектурный комплекс города, ансамбль известного с 1462 Борисоглебского монастыря: 4-столпный одноглавый собор с декоративным поясом в верхней части фасадов и перспективными порталами (около 1537); «Святые ворота» с Никольской церковью (1672-87); ограда с небольшими шатровыми башнями (1685-89).
Радиальная структура городской планировки, сложившаяся вокруг Городища, в XVIII в. была в значительной степени заменена типовой, геометрически правильной сеткой кварталов, появились постройки в стиле барокко: Казанская церковь в бывшем селе Подлипичье (1735), Введенская церковь в Заречье (1766; в интерьере – резной иконостас XVIII в.) с многоярусной, увенчанной шпилем колокольней (1786, 1832), оригинальная по композиции 2-этажная 3-светная Троицко-Тихвинская церковь (1794-1801). В конце XVIII-XIX вв. город застраивался зданиями в стиле раннего классицизма (главный дом городской усадьбы Толченовых-Тугариновых в Заречье, 1785; Сретенская церковь, 1814) и ампира (деревянные дома Клятовых, 1822; дом Новоселова, 1842, и др.). Интенсивное жилищное строительство, развернувшееся в 1960-х гг., затронуло и исторический центр города, однако некоторые улицы сохранили свой архитектурный облик и рядовую застройку XIX – начала XX вв. В 1970-х гг. новые жилые микрорайоны возникли на северо-восточных и северных окраинах города.
Живописные окрестности Дмитрова принадлежат к числу излюбленных мест отдыха в Подмосковье.
Вблизи Дмитрова расположены известные еще в прошлом кустарно-промысловые села Астрецово (производство металлической игрушки), Костино (изделия из стекла), Орудьево (позументный промысел) и др.
В 18 км к северу от Дмитрова – поселок Вербилки с Дмитровским фарфоровым заводом (ныне объединение акционеров «Фарфор Вербилок»), основанным в 1766 Ф.Я. Гарднером, с 1891 принадлежал М.С. Кузнецову. С XVIII в. на заводе изготовлялись художественные сервизы (в том числе «орденские» по заказу императорского двора), статуэтки и др., в 1830-40 выпускались изделия из фаянса и опака. В советское время завод реконструирован и расширен.
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".