Дмитров
Усадьба Ольгово
Руины главного дома в усадьбе Ольгово
Проезд на автомобиле: по Дмитровскому шоссе до Красной горки, левый поворот на Лобню и Рогачевское шоссе. По шоссе на север через Озерецкое, Удино, Храброво до Федоровки. После Федоровки правый поворот на Подъячево. От него дорога идет на Ольгово, где расположена одна из прекраснейших усадеб середины XVIII столетия.
Ольгово, или как еще его называли - Льгово, в XVI в. было дворцовой вотчиной. В XVII и первой четверти XVIII в. имение принадлежало Чаплиным. На дочери А.И. Чаплина (в первом браке Соймоновой) женился С.Ф. Апраксин и с тех пор Ольгово превращается в фамильное поместье этого рода. А род Апраксиных, один из древнейших на Руси, вел свое начало от Солохмира, выехавшего из Орды (1371 г.) к великому князю Олегу Рязанскому и состоявшему в браке с его сестрой. Правнук Солохмира, Андрей, получил прозвище Апракса, ставшее впоследствии фамилией. Марфа Матвеевна Апраксина была второй женой царя Федора Алексеевича; ее братья Петр и Федор принадлежали к числу ближайших сподвижников Петра I. С.Ф. Апраксин - известный военачальник, видный деятель Семилетней войны, разгромивший Фридриха II при Гросс-Егерсдорфе в 1757 г.
Своего расцвета Ольгово достигло при Степане Степановиче Апраксине - сыне генерал-фельдмаршала, который был женат на дочери Н.П. Голицыной (пушкинской «Пиковой дамы») - Екатерине Владимировне.
Княгиня Наталья Петровна Голицына, несмотря на свой суровый нрав, была почитаема в этом доме. В Ольговском дворце было обнаружено сразу два портрета «княгини Мусташе». Большой овальный - кисти Ф.С. Рокотова, висевший на стене в гостиной, и миниатюрный - работы Митуара - в девичьей.
Зять княгини Голицыной, С.С. Апраксин, имел репутацию гостеприимного хозяина и ловеласа. Балы и вечера в Москве сменялись празднествами в Ольгове, где сельские увеселения - крепостной театр, оркестр, хоры и охоты - привлекали все те же толпы гостей из столицы и окрестных усадеб. И, казалось, ничто не могло нарушить подобный уклад жизни. Известно, что московский генерал-губернатор Д.В. Голицын отложил на сутки обнародование вести о кончине императора Александра I только для того, чтобы не отменять очередного бала, устроенного его сестрой Е.В. Апраксиной. Блестящая пора в Ольгово кончилась со смертью хлебосольного и жизнелюбивого С.С. Апраксина. Однако он успел создать, соответствующий его широкой натуре антураж. При нем Льгово было перестроено, расширено и богато обставлено при участии итальянского архитектора Франческо Кампорези.
Иноземный зодчий осуществил планировку и застройку парадного и хозяйственного дворов, возвел исчезнувшие ныне бумажную фабрику и псарни, заменил регулярный французский парк пейзажным английским.
Въезды в усадьбу отмечают две пары обелисков на массивных квадратных постаментах. Отсюда берут начало почти взаимно перпендикулярные композиционные оси, пересекающиеся в замкнутом пространстве курдонера. Парадный двор образован главным домом и флигелями, связанными мощным цоколем, служившим прежде основанием для открытых аркадных переходов; а также корпусами для дворни и единственно уцелевшей готической башней въездных ворот.
Усадебный дом, первоначально одноэтажное кирпичное здание на подклете, приобрел классицистические черты после реконструкции 1790-х гг., осуществленной Кампорези. Зодчий увеличил основной объем дворца деревянными пристройками, надстроил второй этаж, фасады украсил фронтонами и террасами с изящными лестницами. Со стороны парка дом получил большой ионический ордер из шести деревянных колонн, позади которых протянулась лоджия.
К сожалению, по руинам сохранившегося ольгинского дворца сегодня трудно судить о его былом великолепии. В бесформенной груде кирпича, поросшего кустарником, с трудом угадываются черты помпезного дома Апраксиных. Не понятно, почему столь значительное архитектурное сооружение было доведено до полного разрушения...
Усадебная Введенская церковь, стоящая на дороге к селу, возведена из кирпича в 1751 г. по заказу П.А. Соймоновой. Строил храм ярославский мастер К.Л. Дружинин. В 1828 году церковь капитально перестраивалась. Первоначально барочный храм типа «восьмерик на четверике» после реконструкции получил новые приделы, более высокую кровлю и скромные ампирные черты.
Большой интерес в усадьбе представляет разветвленный хозяйственный комплекс XIX в., обновленный и расширенный в 1880-х гг. До нас дошли: конторские флигели, конный и скотный дворы, манеж, службы, рига, амбары. Это целый кирпичный городок с арочными воротами, полукруглыми оконцами и нишами, очень живописный по своей объемно-планировочной композиции.
Введенская церковь
«Пейзажный парк в Ольгово занимает территорию около 40 га, и естественно здесь нет и следа регулярности. Точно щедрой кистью живописца, на зеленом бархате луговин, как бы невзначай, были нанесены крупными мазками отдельные группы деревьев, парковые беседки и павильоны, мостики и храмы, но, сделанные из дерева, они уж давно исчезли. Уцелел лишь каменный грот в глубине парка и сильно перестроенный павильон у Белого пруда», - писал о Льгово искусствовед Н.А. Греч.
На протяжении двухсот лет имение находилось в руках одной семьи. Здесь бережно сохранялись вышедшие из употребления вещи и семейные реликвии: картины, бронза, фарфор, книги, театральные костюмы и бутафория.
Естественно, что такое количество художественных ценностей не могло оставаться незамеченным. Поначалу в Ольгово организовали музей, который был расформирован уже в 1925-1927 гг. Коллекции Апраксиных развезли по разным хранилищам, но… что-то было растащено и распродано, что-то навсегда покинуло приделы России. Затем усадьба принадлежала санаторию и местному совхозу. Великая Отечественная продолжила летопись упадка.
Ныне усадебный комплекс занимает дом отдыха. Часть хозяйственных сооружений арендована под магазины и склады, часть пустует. Отреставрированный храм действует, но нет больше храма искусств - ольговского дворца, а без него усадьба-музей потеряла самую свою суть.
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".