Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Москва – сердце России

I. Основание Москвы и Юрий Долгорукий


В.П. Верещагин. Юрий Долгорукий в начальной Москве

Что такое были Кучковы села до основания на Москве-реке города? Этот интересный вопрос решить очень затруднительно. К числу Кучковых сел, по преданиям, принадлежали: Воробьево, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино и Сущево; называют и другие. И там, еще до основания Москвы как города, были, конечно, свои церкви, ибо села отличаются от деревень именно наличием церквей. Одно только известно, что Кучковы села не совпадали с укрепленным городом Москвой. Кучково поле начиналось именно с того места, где идет теперь Лубянка, а дом боярина находился будто бы близ нынешних Чистых прудов. Предания рассказывают, что на месте церкви Спаса на Бору когда-то жил пустынник Букал, а на Крутицах – какой-то мудрый человек по имени Подон, родом римлянин.

Но все, что можно сказать о Степане Кучке, есть или былины летописцев или догадки историков последующего времени. Разные старинные предания согласно говорят, что он был казнен Юрием Долгоруким. Но за что? Вот вопрос, который по-разному решается и в схожих с былинами «старинках», и в новейших исследованиях. Одна легенда говорит, что «Кучко, возгордевся зело, не почтил своего князя и даже хулил его». Какая-то раскольничья рукопись, которая была в руках историка Татищева, уверяет, будто Юрий Владимирович, бывший в связи с женой Степана Ивановича Кучка, казнил его за то, что этот последний запер от него свою жену и изменил ему в отмщение за свою честь в пользу Изяслава Мстиславича. Но та же «старинка» утверждает, что Юрий Владимирович выдал дочь казненного боярина Улиту за своего сына Андрея Боголюбского, передал ему в бояре сыновей Степана, а сёла опального взял себе. Особенно характерно, что сыновья казненного боярина, Кучковичи, хотя и являясь ближними боярами Андрея Боголюбского, были ему враждебны: один из них был казнен им, а другой, вместе со своим зятем и другими боярами, составил заговор и убил в Боголюбове этого князя.

Позднейшие историки, основываясь на том, что в Новгороде иногда встречалось имя Кучко, стали предполагать, что Степан Кучко был новгородским земским боярином, что его села были населены новгородцами и что именно в «земском сопротивлении» боярина заключается причина его казни; что самая Москва есть новгородская колония. Но едва ли это так. В княжеское время, с основания Владимира-на-Клязьме и Ярославля, все вечевое-новгородское, начиная с Ростова и Суздаля в приволжских владениях Мономаховичей, становится в тень; и едва ли что-нибудь такое, вечевое, могло в XII в. сказываться в Кучковых вотчинах. Да и само прозвание их владельца, оканчивающееся на о, скорее указывает, что он или его родители пришли из Южной Руси, а не из Новгорода. В Подолии был город Куча, а в Червонной Руси – Кучельмин. У Черниговских князей был боярин Судимир Кучебич. От этого, может быть, и Степан Кучко тянул на юг к Изяславу Мстиславичу, за что и был казнен великим князем Суздальским.

Наложил ли какую-нибудь печать своего личного характера на основанный им город Юрий Долгорукий? Едва ли. Об этом можно догадываться уже потому, что он не последовал примеру своего прадеда Ярослава Мудрого, дававшего свое имя основанным им городам, и не назвал свою крепость Юрьевым, как сделал это сам относительно построенного им Юрьева-Польского, где он создал церковь в честь св. Георгия Победоносца, своего ангела. Москва некоторое время называлась даже Кучковым, а лишь потом за ней (по реке) утвердилось название «Москва» – вероятно, финское, обозначающее, по одним сказаниям, «смородину», по другим – «крутящуюся, искривленную», по третьим – «мутную» и т.д. Дело за лингвистами – выяснить, из какого языка произошло и что именно значит слово «Москва», сперва составлявшее название нашей реки. Пора бы разгадать эту филологическую загадку. Ходаковский писал Мосткова, производя это имя от мостков на реке. Иные книжники производят это имя от Мосоха, сына Иафетова (Автор излагает теорию родства языков, которая в современной науке устарела. Основанием для нее служила библейская таблица народов: языки были разделены на семитические, хамитические (семито-хамитские) и яфетические по именам трех сыновей Ноя: Сима, Хама и Яфета. Яфетово колено восходило к библейскому имени Яфета, имевшего семь сыновей и семь внуков, ставших основателями различных этнических групп. Под именем Зориана Доленга-Ходаковского скрывался от преследований царского правительства поляк Адам Чарноцкий. Путешествуя по России в поисках древних поселений и археологических памятников, он написал книгу «Донесение о первых успехах путешествия по России Зориана Доленга-Ходаконского», которая произвела большое впечатление на русскую интеллигенцию первой половины XIX в., и имя его стало синонимом знатока и любителя древностей. Но открытые Ходаковским памятники оставались не исследованными еще более ста лет. – Прим. ред.). В Северо-Восточной Руси много рек, имена которых оканчиваются на -ва: Протва, Сылва, Косва... У одной Камы 20 притоков, названия которых оканчиваются именно так; а ва по-фински значит вода.

Три поколения Юрьева потомства не удостаивали сделать новооснованный стратегический пункт постоянным стольно-княжеским городом, хотя в XIII в. тут живали князья Владимир Всеволодович, Владимир Юрьевич и Михаил Хоробрит, сын Ярослава. Так, в летописи под 1176 г. про князей Михаила и Всеволода Юрьевичей, когда они были приглашены в Суздальскую землю своими племянниками Ростиславичами на совместное княжение, говорится: «Уя (схватила. – В.Н.) и болезнь велика на Свине (река в Черниговской земле. – В.Н.) и идоша до Куцкова, рекше до Москвы». Глеб Ростиславич Рязанский в 1177 г. выступил на защиту своих шурьев Ростиславичей против их дяди Всеволода III и шел в Суздальскую землю через Москву и «позже Москову всю, города и села».

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".