Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Москва – сердце России

II. Москва до учреждения в ней княжеского стола. Даниил Александрович, Юрий Московский и Иван Калита


В.П. Верещагин. Великий князь Московский Иван Калита

Чрезвычайно важны отношения этого первосвятителя к Москве и ее князю. Житие св. Петра, составленное его современником и ставленником Прохором, епископом Ростовским, и впоследствии распространенное митрополитом Киприаном, не богато биографическими данными. Он, уроженец Волыни, семи лет от роду был отдан в книжное учение и после одного чудесного видения стал оказывать необыкновенные успехи. Двенадцати лет он принимает монашеский постриг и в монастыре учится иконописному искусству. Митрополит Максим, перенесший всероссийскую митрополичью кафедру из разоренного Киева во Владимир, при посещении Волыни благословил тамошнего на Рате игумена Петра и принял от него икону Богоматери его собственного письма.

После смерти этого первосвятителя, похороненного не в Киеве, а во Владимире, в Успенском соборе, некий игумен Геронтий – вероятно, с согласия великого князя Михаила Ярославича Тверского, – завладел митрополичьей кафедрой и утварью и отправился в Царьград для поставления в митрополиты. В то же время Червонно-Русский, или Галицкий князь Юрий Львович задумал устроить Галицко-Волынскую митрополию и отправил Ратского игумена Петра к Константинопольскому патриарху. Судьба устроила так, что Геронтия противные ветры задержали в море, а плавание Петра было скорым. Патриарх Афанасий и императорский византийский двор благосклонно приняли Волынского игумена, и он был рукоположен не в Галицкого митрополита, а в Киевского и всея Руси. У прибывшего затем Геронтия были отобраны священные принадлежности первосвятительского достоинства и переданы св. Петру – вместе с той иконой, которая была им поднесена покойному митрополиту Максиму.

Новопоставленный митрополит поселился, однако, не в Киеве, где пробыл недолго, а во Владимире, вблизи великого князя, и сблизился с родом Московских князей, в особенности с Иваном Даниловичем. В Северной Руси часть духовенства не была довольна возведением на митрополичий престол Червонно-Русского кандидата; в особенности негодовал Тверской епископ Андрей, сын Полоцко-Литовского князя Герденя. К патриарху Константинопольскому был отправлен донос на св. Петра, настолько важный, что из Царьграда был прислан ученый канонист для разбора дела вместе с русским духовенством. В 1311 г. в Переяславле-Залесском был созван собор, имевший осудить еще и ересь, враждебную монашеству. На Переяславском соборе, кроме Тверского и Ростовского епископов, многих игуменов и священников, присутствовали и некоторые князья со своими боярами, а именно Тверские княжичи; но главное, тут находился Иван Данилович, сидевший тогда в Переяславском уделе. По всем признакам он держал сторону митрополита, тогда как во главе противников последнего стоял Тверской епископ и, вероятно, не без поддержки своего князя и его княжичей. Несмотря на это, св. Петр был оправдан. И, несомненно, здесь завязались тесные дружеские отношения первосвятителя с Иваном Калитой, которые впоследствии так много способствовали возвышению Москвы. Когда же вскоре после этого Тверской князь послал с войском своего княжича Дмитрия Михайловича отнять Нижний Новгород у потомства Андрея Городецкого и тверичи уже дошли до Владимира, то митрополит Петр наложил церковное прещение за дальнейший поход. Три недели простоял здесь Тверской княжич, пока добился, чтобы митрополит разрешил его, и должен был вернуться в Тверь.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".