Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Москва – сердце России

II. Москва до учреждения в ней княжеского стола. Даниил Александрович, Юрий Московский и Иван Калита

Объезжая удельные княжества, св. Петр полюбил Москву, ее князей и их политику, направленную к единству Руси, и подолгу оставался у них. В Степенной книге царского родословия сказано: «Божий человек, преосвященный митрополит, великий чудотворец Петр прохожаше многие грады и веси; в преславном же граде Москве начат пребывать больше иных градов. Виде бо в нем благочестия держателя сего благолюбивого великого князя Ивана Даниловича, православием сияюща, и милостива до нищих и честь великую подавающа служителем святых божиих церквей и тех учению внимающа, его же от души зело возлюби чудотворец Петр, с ним же часто беседуя и мудрствуя». Несомненно, он не без намерения придал особую торжественность похоронам великого князя Юрия, убитого именно Тверским князем Дмитрием Михайловичем. Конечно, по указанию же митрополита всея Руси в этих похоронах участвовали «и Новгородский архиепископ Моисей, и Ростовский владыка Прохор, и Рязанский владыка Григорий, и Тверской владыка Варсонофий». Если присоединить к этому еще игуменов и прочее духовенство, то этот «собор мног» на погребении Московского князя должен был произвести сильное впечатление не только на Тверское княжество, но и на всю Русь.

Но, возвышая таким образом Москву перед Тверью, первосвятитель Петр старался поставить ее выше и Владимира, заступившего место Киева. Он лишил Владимир значения церковной столицы всея Руси. Формального или торжественного перенесения Всероссийской митрополичьей кафедры в Москву, собственно, не было; а просто во время своих частых объездов русских областей всероссийский митрополит все реже приезжал во Владимир, все дольше гостил в Москве. Но это нельзя представлять себе несознательной случайностью, а совет построить в Москве подобный Владимирскому собор Успения Пречистые – личной заботой митрополита о том, что ему здесь лучше всего найти место своего успокоения и погребения своих костей. Нет, глубокая мысль и дальновидное прозрение сделать Москву всероссийской церковной столицей прекрасно освещена митрополитом Киприаном в его житии первосвятителя Петра. По словам этого биографа, Петр начал просить Ивана Даниловича, в то время лишь удельного князя, еще не имевшего поддержки Узбека и нерешительного в своих действиях, воздвигнуть в Москве такой же собор Богоматери, какой был в первопрестольном Владимире. Чтобы подвигнуть на это вотчинника «малого древянного града», такого князя, который назвал себя великим князем всея Руси только под конец жизни, притом в одной лишь грамоте к Печерским сокольникам, – для этого было необходимо и слово сильного, высокоавторитетного старца-святителя, и елейное убеждение, и даже раскрытие отдаленного будущего. Митрополит Киприан так передает слова св. Петра, обращенные к Московскому князю: «Если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой и град сей возвеличится над всеми русскими городами; святители (всероссийские. – В.Н.) будут обитать в нем, и руки его взыдут на плеща врагов его; также и мои кости будут положены в нем».


Св. Петр строит себе могилу

Чрезвычайно характерен этот тон совета уже умиравшего первосвятителя, который называет сыном того князя, роду которого возвещается никому еще не ясное – даже в соседней Твери – величие. Положению своих костей в будущем храме первосвятитель придает лишь значение примера для ряда своих преемников. Иван Данилович последовал знаменательному совету иерарха, но силы Московского князя были настолько слабы, что он при жизни св. Петра успел лишь вывести у самого дома своего фундамент нового храма. Святитель же Петр сам устраивал в храме нишу с каменной гробницей для себя. В декабре 1326 г. почивший святитель был погребен здесь.

В день своей кончины он служил литургию, поучал народ и раздавал милостыню. Почувствовав приближение смерти, он послал за московским тысяцким Протасием, так как Ивана Даниловича не было в Москве, и сказал ему: «Чадо, я отхожу от жития сего; оставляю сыну своему, возлюбленному Ивану милость, мир и благословение от Бога, ему и семени его до века. За то, что сын мой меня успокоил воздаст ему Господь сторицею». Степенная книга рассказывает, что за несколько времени до кончины св. Петра Иван Данилович, проезжая берегом реки Неглинной мимо Высоцкой слободы (нынешняя Петровка), принадлежавшей, по преданию, боярину Кучке, внезапно увидал там высокую гору, покрытую снегом, который вдруг растаял, а затем исчезла и гора. Князь рассказал об этом видении митрополиту и услыхал от него объяснение: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память этого на месте видения Калита построил храм Боголюбской Божией Матери, сделавшийся основным храмом Высоко-Петровского монастыря. Св. Петр построил в Кремле свой митрополичий двор при церкви Иоанна Предтечи под Бором (Эта церковь была снесена при постройке Большого Кремлевского дворца, а ее престол перенесен в Боровицкую башню; до нашего времени не сохранился. – Прим. ред.), которая была его временным кафедральным храмом. При его возобновлении после 1812 г. здесь были открыты следы старинного кладбища и остатки деревянного дубового здания, по всей вероятности, бывшего митрополичьим подворьем. Приведенное выше изображение св. митрополита Петра снято с драгоценного покрова, возложенного на его мощи царем Алексеем Михайловичем. В соборной описи этой пелены сказано, что на нем образ святителя вышит золотом и серебром; над головой в виде короны сделано изображение Пресвятой Троицы; по ризам пробель низана крупным и мелким жемчугом; в венце двадцать девять искр яхонтовых. Оный покров опушен червчатым бархатом. На нем слова канительные, серебряные, славянской вязью: «Повелением благочестивого и христолюбивого царя, государя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси и его благоверные и христолюбивые государыни царицы и великие княгини Марьи, сделан сей покров в соборную церковь Успения Пречистые Богородицы, великого чудотворца Петра митрополита на покровение чудотворных мощей. Наста днесь всечестный праздник пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, веселя твое стадо, верного царя и люди, о них же не оскудевая молися Христу Богу, им же от него даровати твоей пастве сохранитися от врагов ненавествованных и спастися душам нашим». По сторонам лика надпись по-гречески: «Святый Петр, митрополит, Московский чудотворец». Таким представляли себе лик митрополита Петра русские художники XVII в.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".