Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Москва – сердце России

II. Москва до учреждения в ней княжеского стола. Даниил Александрович, Юрий Московский и Иван Калита


Вынос мощей Св. Петра. С древней иконы

В этом иерархе, перенесшем свою всероссийскую кафедру в Москву, мы не можем не видеть одного из величайших творцов государственного могущества, величия и средоточия нашей России. Несколько вещественных памятников древности, сохранившихся в Москве, присваиваются преданием св. Петру: 1) написанная им икона Успения Богоматери (в главном иконостасе, в нижнем его ярусе, вторая по правую сторону от Царских врат); 2) другая икона его же письма – Богоматерь Петровская, в приделе апостолов Петра и Павла; 3) панагия (Панагия – в православии небольшая икона с изображением Богоматери, является знаком архиерейского достоинства; носится на груди. – Прим. ред.) золотая, полуовальная, с драгоценными каменьями. На вставленном в нее ониксе вырезан пророк Даниил с соответствующей греческой надписью. Задняя сторона панагии – образ Божией Матери Одигитрии. Хранится и Патриаршей ризнице; 4) саккос (Саккос – верхняя архиерейская богослужебная одежда. – Прим. ред.) из лазоревого атласа с вытканными в кругах четвероконечными крестами; 5) епитрахиль (Епитрахиль – принадлежность богослужебного облачения православного священника и архиерея – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь. – Прим. ред.) с дробницами, обнизанными жемчугом; 6) посох; 7) богослужебная шапка, опушенная горностаем. В духовных завещаниях князей и летописях упоминается крест чудотворца Петра, которым он благословил Ивана Даниловича. В последний раз этот достопамятный крест упоминается при Федоре Борисовиче Годунове.

В Оружейной палате находится посох, принадлежавший Ивану Даниловичу и подаренный ему этим святителем. В этом древнем хранилище находится также резной на кости образ св. Петра, окруженный изображениями, иллюстрирующими его житие, как-то: его рождение, постриг в иночество и пр. Над одним изображением читаем надпись: «Св. Петр созда це(рковь. – В.Н.)», над другим: «Князь великий Иван». Судя по тому, что под образом есть подпись: «Св. Петр – новый чудотворец», его происхождение относится к тому времени, когда были обретены его мощи и начато его почитание как причтенного к лику святых. Мощи его были обретены при Иване III, при перестройке собора в 1472 г. В древнем иконописном подлиннике наружность первосвятителя Петра изображается так: «Подобием стар, сед, брада велика и широка, должиною мерна, на главе клобук белый, риза святительская – саккос лазоревый крестечной, исподняя риза багряная, во омофоре (Омофор – длинный и широкий плат с изображениями креста, носимый на плечах поверх других архиерейских одежд и опускающийся одним концом спереди, другим сзади; отличие архиерея. – Прим. ред.) и евангелие в руке».


Св. Петр и Иван Калита. С иконы Симона Ушакова

Приведенное здесь изображение св. Петра и Ивана Калиты снято с иконы Владимирской Божией Матери, находящейся в церкви Грузинской Богоматери в Москве и писанной Симоном Ушаковым в царствование Алексея Михайловича. На ней оба исторических деятеля представлены у аллегорического дерева, выросшего в Успенском соборе; в середине древесных ветвей стоит икона Владимирской Богоматери. На боковых ветвях в медальонах изображены московские святые (в их числе царевич Дмитрий, царь Федор, патриарх Филарет Никитич и пр.). Внизу иконы сделаны портреты царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. Это – одно из любопытнейших произведений знаменитого московского художника.


Спас на Бору. С гравюры XVIII в.

Никоновская летопись говорит о преемнике этого святителя, митрополите Феогносте: «Прииде на великий стол, на митрополью, на Киев и на всю Русь, таже прииде в Володимер и в славный град Москву, к Пречистой Богородице Успению и к чудотворцеву гробу Петрову, и на его место сед и в его дворе нача жити... Иным же князем многим немного сладостно б, еже град Москва митрополита имяше в себе живуща». На другой год по своем прибытии (1329) митрополит Феогност построил в Москве две каменные церкви – Иоанна Лествичника (ныне под Ивановской колокольней) и апостолов Петра и Павла (придел Успенского собора). И великий князь в следующем, 1330 г., заложил каменную церковь Спаса на Бору (Собор Спаса Преображения на Бору стоял на дворе Большого Кремлевского дворца и был древнейшей из построек Кремля. Деревянный во времена кн. Даниила, он стал каменным при Иоанне Даниловиче, украсившись иконами и пеленами. Имел придел Стефана Пермского. Место вокруг собора называлось Сытным дворцом, церковь стала приходским храмом всех дворцовых служащих. В соборе было пять княжеских гробниц. Храм был разобран в 1933 г., при сносе обнаружились фрагменты резного белого камня, относящиеся к постройке XIV в. На месте храма расположилась служебная пристройка ко дворцу. Две иконы собора сохранились в фондах музеев Кремля. – Прим. ред.), а через три года – тоже каменную церковь Михаила Архангела.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".