Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Москва – сердце России

II. Москва до учреждения в ней княжеского стола. Даниил Александрович, Юрий Московский и Иван Калита

Митрополит Феогност окончательно утвердил кафедру всероссийских первосвятителей в Москве, и вся Русь стала тянуть к ней как к своему церковному средоточию. Уже это побуждало Ивана Даниловича к сильному храмоздательству, которое впоследствии выделило наш город его сороком сороков церквей из всех городов Руси.

Кроме Успенского собора, освященного епископом Прохором 4 августа 1327 г., древние предания определенно приписывают Ивану Даниловичу построение следующих каменных храмов. На Боровицком холме, на самом княжеском дворе была деревянная церковь Спаса Прео6ражения. Калита вместо деревянной выстроил «чудную» каменную (1330 г.), украсил ее иконами, сосудами, пеленами, снабдил книгами и всякими узорочьями и, будучи «мнихолюбив», перевел сюда иноков и архимандрию из отцовского Данилова монастыря. В Спасо-Преображенском монастыре стали хоронить – ранее Вознесенского монастыря – московских княгинь. В западном притворе храма были погребены великие княгини, принявшие иноческий чин: Елена, супруга Калиты (1332), Анастасия Литовская, супруга Симеона Гордого (1345) и Мария (его же), а после – сын Дмитрия Донского Иосиф. При переделке церкви в 1473 г., как свидетельствует «Софийский Временник», «было обретено тело великой княгини Марии, в схиме Феотинии, повреждено ни в чем, толико ризы истлели». В 1333 г. Иван построил в честь своего сына и своего ангела также каменную церковь Иоанна Лествичника, что «под колоколы», как выражается летопись, в том месте, где теперь стоит колокольня Ивана Великого. На самом краю Боровицкого холма, над спуском его к Москве-реке стояла деревянная церковь Михаила Архангела. Здесь Иван Данилович в 1332 г., в благодарность Богу за спасение Москвы от голода, известного под названием рослой ржи, воздвиг на ее месте каменный храм, назначив ему служить усыпальницей для себя и своего потомства.

Нет никакого сомнения, что, кроме этих определенно указанных преданиями церквей, Иван Данилович построил и много других. Но каких? ДЛЯ решения этого весьма важного в истории Москвы вопроса, к сожалению, нет данных. Впрочем, есть известие, что в 1337 г. этот князь построил церковь Иоанна Предтечи в местности, которая впоследствии стала называться Малой Лубянкой. И здесь будто находился какой-то княжий дом. Но что при Иване Калите в Москве было уже много церквей, и именно построенных этим князем, – это видно из известия о пожарах в нашем стольном городе. Через три года после смерти Калиты, под 1333 г. летописец отмечает: «Мая 31, погоре город Москва, церквей изгорело 28; в пятнадцать лет (1318–1333. – В.Н.), се на Москве уже четвертый пожар бысть великой. В (1337 году. – В.Н.) бысть пожар на Москве (Москва вся погоре), згоре церквей 18». Значит, только в течение шести лет – с 1337 по 1343 г. – было выстроено множество церквей. Не только эти 18 сгоревших храмов были или выстроены вновь или только восстановлены, но было построено еще совсем уже новых 10, кои в числе 28 сгорели в 1343 г. Нет сомнения, что Симеон Гордый в три года, прошедшие со смерти Калиты, мог построить только несколько храмов.

Вообще историки мало обращают внимания на храмоздательство Ивана Даниловича и на его усердие к церкви и ее владыкам, хотя эта черта его характера и деятельности не менее важна, чем, например, накопление им богатства и даже собирание земель. Успешность этого последнего едва ли не более зависела от церковной силы этого князя, чем от богатства его «калиты» и благоволения Орды, коими он пользовался в целях объединения Руси.

Раскрыл чисто московский характер отношений Ивана Даниловича к церкви и представителям всероссийской иерархии, обратимся к государственной деятельности этого примечательного князя. По кончине св. митрополита Петра он отправляется в Золотую Орду к Узбеку и в 1327 г. выходит оттуда с большой татарской ратью и пятью темниками для наказания Тверского князя Александра Михайловича, который допустил убиение в Твери баскака Чолхана, или Щелкана. Соперник Москвы бежал в Псков, но там его настигло духовное оружие: митрополит Феогност отлучил и князя, и псковичей от церкви. Смирившийся враг должен был идти в Орду и был там казнен. Тверское княжество, разоренное татарами, потеряло силу бороться с Москвой. Калита велел снять колокол с главного тверского храма Спаса и привезти его в Москву в знак зависимости первой от последней.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".