Москва – сердце России
III. Москва при сыновьях Калиты Симеоне Гордом и Иване II. Дмитрий Донской
Деньги Ивана II
Если при Симеоне Гордом в Москве было заведено живописное и литейное дело, то при Иване II у нас заведена чеканка монеты. По крайней мере, до сих пор еще не найдено ни одной монеты ни его старшего брата Симеона Гордого, ни его отца Ивана Калиты, а имеются лишь монеты Ивана II.
Монеты этого великого князя, дошедшие до нас, имеют пять различных чеканов. Его серебряные деньги, кроме русской подписи: «Князь великого Ив-на Иван.», на обороте, в знак нашей зависимости от Орды имеют татарскую легенду (Легенда – надписи на лицевой и оборотной сторонах монеты или медали. – Прим. ред.), состоящую из подражания монетам хана Бердибека или Кульпа-хана.
Но для нас в геральдическом отношении особенно интересны пулы, или медные монеты Ивана II. Как видно из приводимых рисунков, на двух из них изображен витязь, поражающий мечом дракона. На второй монете чудовище кидается на князя. При Дмитрии Донском этот витязь будет изображаться на коне с копьем в руке, а в последующие княжения дракон будет уже извиваться под копьем и конем витязя. С течением времени этому конному витязю в память основателя Москвы Георгия Владимировича будет придано значение св. Георгия Победоносца. Так сначала зарождался, а потом развивался герб Москвы. Интересно также и отдельное изображение витязя в остроконечном шеломе, в правой руке у него – меч, в левой – ножны.
Денежные штемпеля Ивана II
Иван II, называвшийся Красным, скончался 13 ноября 1359 г. 33-х лет от роду, оставив двух малолетних сыновей Дмитрия и Ивана и племянника Владимира Андреевича. Душевная грамота скончавшегося князя делит московские владения между этими тремя князьями. В их уделах были рассеяны владения вдовствующих княгинь. Москва осталась в общем владении князей, и ее доходы разделены между ними на трети.
Печать Ивана Красного
Распоряжения духовного завещания относительно движимого имущества свидетельствуют, что богатства этого Московского князя в сравнении с его предшественниками значительно увеличились. Здесь, кроме золотых шапок или корон, барм, цепей кольчатых, всякой драгоценной одежды, перечисляется больше икон в золотых с каменьями окладах, золотых шишаков, золотых сабель с драгоценными обязями (Обязь – перевязь через плечо для оружия. – Прим. ред.), стаканов царьгородских, бадей с серебряной наливкой, табунов коней, жеребцов, кобылиц и пр. Заупокойные вклады Ивана II на церкви были щедрее прежних. Великий князь «дает свободу, куда кому любо», т.е. выпускает на волю своих чиновных слуг – казначеев, тиунов и посельских со всеми их семьями и родственниками.
В Оружейной палате хранится цепь золотая кольчатая, врана (с чернью). Она состоит из 116 плоских колец, украшенных чернью, и весит 1 фунт 23 золотника (Здесь и далее: 1 русский фунт = 410 г; 1 золотник = 4,2657 г. – Прим. ред.). Это именно та цепь «золотая врана с крестом золотым», которую Иван II в своей духовной грамоте передает сыну Дмитрию вместе с золотой шапкой и бармами, под коими исследователи разумеют шапку и бармы Мономаха (Имеются в виду предметы, которые византийский император Константин IX Мономах (1042–1055) якобы передал великому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (ныне хранятся в Оружейной палате московского Кремля). Событие это, безусловно, легендарно, поскольку Владимир Мономах родился лишь в 1053 г., при этом, конечно, еще не будучи великим князем Киевским. Данная легенда (вернее, официальная версия) была сочинена значительно позже, в XVI в., в качестве легитимного обоснования преемственности власти русских властителей от византийских императоров. – Прим. ред.).
Приводим выше именную печать Ивана Ивановича с изображением его ангела, святого Иоанна.
Таким образом, до кончины Ивана II протекло 212 лет со времени основания Москвы, и она уже выросла не только до степени сильного города, но и могущественного центра государственно-церковного и даже культурного тяготения для всей Руси. В ряду многосложных причин ее возвышения большое значение имеет характер ее князей. Их род хранит у себя духовные черты своего благоверного предка Александра Невского. В них преобладает практический разум и твердость воли; но в них не угасла и доблесть героя Невы. Всматриваясь в лица державных правителей Москвы, мы не видим в них однообразия. Вслед за религиозно-святым основателем Московского княжества Даниилом Александровичем идет решительный, подвижной предприимчивый Юрий Данилович, а за ним спокойный, рассудительный, хозяйственный и усердный к храмоздательству Иван Калита; потом умный и энергичный Симеон Гордый, затем кроткий и набожный Иван Красный и, наконец, героический Дмитрий Донской.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".