Москва – сердце России
IV. Москва при Василии Дмитриевиче и Василии Темном
Василий Дмитриевич и Софья Витовтовна
Чрезвычайно интересно дошедшее до нас современное портретное изображение великого князя Василия Дмитриевича и его супруги. Оно находится на саккосе митрополита Фотия (Фотий (ум. 1431), митрополит Киевский и всея Руси, родом из Пелопонесса. Был поставлен в русские митрополиты в Константинополе и прибыл в Москву в 1410 г. В малолетство великого князя Василия был одним из руководителей московского правительства и поддерживал новый московский порядок престолонаследования по нисходящей линии. Погребен в Московском Успенском соборе. – Прим. ред.), хранящемся в Патриаршей ризнице. Это облачение покрыто с обеих сторон вышитыми по голубому атласу золотом, серебром и шелком изображениями святых и праздников; но, что особенно для нас любопытно, на передней стороне саккоса внизу изображены, направо от зрителя, Московский великий князь Василий Дмитриевич и его супруга Софья Витовтовна, а налево – греческий император Иоанн Палеолог и его супруга императрица Анна, дочь Василия I и Софьи (раньше этого брака Василий I посылал его отцу, теснимому турками, большие дары, состоявшие из серебра); рядом с византийским императором изображен и сам митрополит Фотий. Три последние лица обозначены греческими надписями, а наши великие князь и княгиня – славянскими. Василий I на этом портрете имеет мужественное лицо, с черными усами и умеренной бородой, раздвоившейся на конце. На нем низко подпоясанный кафтан красного цвета с клетками и узкие зеленые шаровары, запрятанные в высокие сапоги из красного сафьяна, в трех местах перехваченные застежками; сверху накинут довольно короткий плащ, или «приволока», зеленого цвета, с золотыми разводами, на синей подкладке. На правой руке видно золотое запястье; этой рукой он держит скипетр, унизанный жемчугом. На голове великого князя сквозной золотой венец с крестами вверху и с красной бархатной тульей. На великой княгине Софье род сарафана из серебряной парчи, с красными клетками в золотых рамах; сарафан украшен золотым ожерельем, с таким же передником и поясом. Поверх сарафана – шубка, или длинный плащ, золотой, с серебряными кругами и синими и красными крестами. На княгине – венец почти такой же формы, как на ее супруге. Это изображение весьма важно не только в иконографическом отношении, но и для истории московской одежды. Император Иоанн Палеолог и его супруга изображены в византийском царском облачении, с нимбом, или венцом святости, вокруг головы. Митрополит Фотий представлен в золотом саккосе с крестами в красных кругах; сверх саккоса серебряный омофор с золотыми крестами. Голова Фотия непокрыта, видны густые черные волосы и окладистая борода; вокруг головы такой же нимб, как и у других изображенных святителей.
Василий Дмитриевич имел от Софьи Витовтовны пятерых сыновей и четырех дочерей, а именно: Юрия, Ивана («зело превожделенного ему»), Василия, Даниила и Симеона; дочерей: Марию, бывшую за боярином и воеводой князем Юрием Патрикеевичем (сыном Литовского князя Патрикия Наримонтовича); Василису, бывшую в первом браке за Александром Брюхатым, а во втором – за Александром Взметнем, князьями Суздальско-Нижегородскими; Анну, выданную за византийского императора Иоанна Палеолога, и Анастасию, бывшую за Киевским князем Александром (Олельком) Владимировичем, внуком Ольгерда.
Монеты Василия I
Великокняжеские печати
По второй духовной Василия I за смертью всех других сыновей наследником под опекой его матери и деда Витовта был объявлен Василий Васильевич. Ему было всего десять лет, когда умирал его отец. Никоновская летопись рассказывает следующее о его рождении. Когда во время родов великая княгиня стала изнемогать и, казалось, умирает, великий князь послал в храм Иоанна Предтечи к известному святостью жизни старцу и просил помолиться о роженице. Тот сказал, чтобы государь молился Богу, Его Пречистой Матери и покровителю великокняжеского рода – Логину-сотнику, а о княгине бы не скорбел, потому что она выздоровеет и в этот же вечер родит ему сына. Когда это последнее сбылось, в келью великокняжеского духовника у Спаса на Бору кто-то стукнул и сказал: «Иди, нарцы (нареки. – Ред.) имя великому князю Василию». Духовник, взявши необходимое, вышел из кельи, но посланного не нашел. Идя в великокняжеский дворец и встретив на дороге посланного, узнал, что тот у него еще не был и лишь только первый идет к нему, никого другого не посылали из дворца. «Мне же, – говорит летописец, – о сем Стефан дьяк сказа, а о прежнем проречении старец Дементий печатник, а сему поведа великая княгиня Мария (супруга Василия II. – В.Н.)».
Великий князь Василий Дмитриевич погребен в Архангельском соборе, около южной стены. На надгробии сделана следующая надпись: «В лето 6933 (1425 г. – В.Н.), февраля в 27 день, преставился благоверный князь великий Василий Дмитриевич».
Здесь мы приводим две печати этого великого князя: одну с изображением его ангела Василия Великого, другую – всадника с копьем в руке.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".