Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Москва – сердце России

IV. Москва при Василии Дмитриевиче и Василии Темном


Великие князья Василий Темный и его сын Иван

История княжения Василия Васильевича (1425–1462) ясно показывает нам, что даже междоусобия уже не в силах были сокрушить могущество Москвы, созданное ее великими князьями – собирателями Руси. Из ряда потрясений этого времени наша столица вышла едва ли не сильнее, чем та, какой перешла в руки Василия Темного.

Мы не станем следить за подробностями происшедшего в это время первого и единственного, вроде Ивана Калиты, междоусобия. Несмотря на то, что митрополит всея Руси Фотий с духовенством, московские бояре и сам народ твердо стояли за Василия II как наследника великокняжеского престола по прямой нисходящей линии, дядя его, Юрий Дмитриевич, поднялся со своими сыновьями против нашего князя. При этом сама Золотая Орда в лице своего хана Улу-Махмета приняла сторону великого князя: ханский посол «садил Василия на великое княжение у Пречистые, у Золотых дверей (Успенского собора. – В.Н.)», т.е. присутствовал при венчании его великим князем (не во Владимире, как бывало прежде, а в первый раз в Москве).

Еще после смерти Василия I митрополит Фотий ходил за Юрием Дмитриевичем в Звенигород – звать дядю в Москву присутствовать «при торжественным вокняжении» его 10-летнего племянника. Желая поразить владыку массой своего народа, этот князь собрал городскую чернь и крестьян соседних волостей и выставил эти толпы на горе, подле города. Но хитрость эта была разгадана митрополитом, и он сказал Юрию: «Сыне, никогда я не видал столько народа в овечьей шерсти!», давая понять, что от крестьянских тулупов до ратных доспехов еще далеко. Князь, однако, не пошел в Москву на торжество «вокняженья» племянника, хотя и заключил с ним мирный договор.

Несмотря ни на что, Юрий Дмитриевич, подстрекаемый перешедшим к нему из Москвы боярином Всеволожским, на дочери которого обещал было жениться Василий II, и своими сыновьями Дмитрием Шемякой и Василием Косым, с которого на великокняжеской свадьбе Софья Витовтовна велела сорвать пояс Донского, силой овладел Москвой и великим княжением. Несколько раз Василию Васильевичу приходилось то силой, то хитростью отнимать Москву сперва у Юрия, а потом у его сыновей.

Эта борьба отмечена и вероломством, и кровопролитием, и жестокостью, как, например, ослеплением Василия Косого и самого Василия II. Но среди этих печальных явлений мы видим и отрадные. Москва в это время уже обнаруживает свой ясный государственный смысл: она крепко стоит за враждебный удельной системе принцип наследования престола по прямой нисходящей линии и энергично поддерживает своего прирожденного государя-князя. Так, когда Юрий сел на Московском великом княжении и Василий получил в удел Коломну, наши бояре, дворяне и народ стали покидать торжествующую сторону, отказываясь служить новому князю, и стали массами уходить к отчичу и дедичу в Коломну, к Василию Васильевичу; там стало тесно от переполнявшего город народа. Юрий, покинутый всеми, должен был уйти из Москвы. Впоследствии, когда ослепленный Василий уже был заточен в Угличе, в Москве опять поднялась народная волна в пользу законно наследственного государя. Стрига Оболенский, Ряполовский, Феодор Басенок и другие служилые люди, уйдя из Москвы на западную границу, решились освободить Василия Васильевича из Углича и, стали собирать для него войска против Дмитрия Шемяки.

Особенно велика была поддержка принципу наследственного единодержавия со стороны церкви и ее первостоятеля – святителя Ионы (Рязанский епископ Иона дважды избирался московским митрополитом, но в Константинополе не был утвержден. Тогда властью собора русских епископов и великого князя в 1448 г. Иона был посвящен в митрополиты без согласия Константинопольского патриарха, и это означало приобретение русской церковью автономии. Митрополит Иона поддерживал великого князя Василия в борьбе за власть. Скончался в 1461 г. в глубокой старости; в 1472 г. были обретены его мощи, и в 1547 г. митрополит Иона был канонизирован. Видимо, после этого времени на стене Благовещенского Московского собора, на пути прохода в Великокняжеский дворец появилась фреска с библейским героем – пророком Ионой, соименным первому русскому митрополиту, и огромной рыбой-кит во всю стену. – Прим. ред.). Он был иноком в Симоновом монастыре и нес послушание «в пекальнице», или хлебной; этот достойнейший преемник святых Петра и Алексия энергично стоял за законного государи Насилия Васильевича. Когда над ним восторжествовал Шемяка, Иона, бывший в то время еще только Рязанским владыкой, печаловался о своем заточенном великом князе и его сыновьях, находившихся в Муроме под защитой князей Ряполовских.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".