Москва – сердце России
IV. Москва при Василии Дмитриевиче и Василии Темном
Когда Василий окончательно утвердился на великокняжеском престоле, он решился возвести св. Иону в митрополиты. Так как в Царьграде митрополитом продолжали признавать униата Исидора, то великий князь приступил к этому делу без участия Константинопольского патриарха, созвав для этого в Москве собор епископов. Сюда прибыли владыки Северо-Восточной Руси: Ростовский, Суздальский, Коломенский и Пермский, а владыки Новгородский и Тверской прислали свои грамоты с изъявлением согласия на поставление Ионы. Соборные совещания епископов, архимандритов, игуменов и прочего духовенства происходили в Архангельском соборе. Вспомнив, кроме канонических правил, русские примеры избрания в митрополиты Илариона и Климента, остановили свой выбор на св. Ионе; наконец 5 декабря 1448 г., во время торжественной литургии, на Иону возложили митрополичий омофор и дали ему в руки великий посох первосвятителя Петра, находящийся ныне в Успенском соборе. Новый митрополит разослал по всей Руси окружное послание о своем поставлении. Впрочем, некоторые из духовных лиц высказывались против такого избрания. Так, игумен Пафнутий Боровский не велел в своей обители называть св. Иону митрополитом. Новый владыка вызвал его в Москву, наказал его своим жезлом и заключил в оковы. Пафнутий смирился и был отпущен в свой монастырь. Воспроизводим печать св. Ионы. Мощи этого святителя почивают в Успенском соборе, и он почитается особым и преимущественным молитвенником о наших государях.
Вышеприведенные печальные события, однако, не помешали развиваться Москве как городу. Храмовая ее стихия все росла. Вместо пришедшей в ветхость церкви Иоанна Предтечи под Бором, где первоначально жил св. Петр митрополит, Василий II построил новую каменную. Митрополит Иона выстроил на своем митрополичьем дворе новую каменную палату и храм Положения Ризы Пресвятые Богородицы. Эта небольшая церковь была построена в новгородско-псковском стиле. Поводом к этому были следующие обстоятельства: после бегства Шемяки в Новгород казанские татары подступили к Москве, а великий князь, оставил город св. Ионе и матери своей, Софье Витовтовне, уехал на Волгу собирать войско. Враги выжгли посады. Перед приступом был совершен крестный ход вдоль кремлевских стен. Татары стали осыпать осажденных стрелами. Св. Иона обратился к иноку Чудова монастыря Антонию Клозыне, прося и его помолиться. Тот отвечал: «Ты великий архиерей, твои молитвы не презрит Богородица, город будет спасен, а я один буду убит». Антоний тут же упал, насмерть пораженный стрелой, а татары, услыхав какой-то шум вдали и думая, что идет великий князь, ушли из Москвы. Это совершилось 2 июля 1451 г., в праздник Положения Ризы. Спустя четыре года в память победы над татарами на Оке митрополит устроил в Успенском соборе придел Похвалы Богородицы, перенесенный при Иване III в юго-восточную главу собора, где он находится и теперь и куда ведет каменная лестница из придела Дмитрия Солунского. Сам великий князь при церкви Иоанна Предтечи близ Боровицких ворот построил тайник, где впоследствии хранилась казна Софии Фоминишны Палеолог, погибшая, однако, во время пожара.
В это же княжение в Белом городе, между Кремлем и Арбатскими воротами, был основан Крестовоздвиженский монастырь (Ныне не существует. – Прим. ред.), отчего улица стала называться Воздвиженкой. На месте этого монастыря находился окруженный большими садами дом боярина Владимира Григорьевича Ховрина, великокняжеского любимца и казначея. По ослеплении Василия II он на месте приходской церкви основал монастырь, в коем сам принял иноческий постриг. Во время одного нашествия татар он, вооружась со своими монахами, соединился с войском воеводы князя Юрия Патрикеевича и способствовал победе над неприятелем.
В 1456 г. Василий Васильевич по просьбе Смоленского епископа Михаила возвратил в Смоленск икону Божией Матери, привезенную оттуда Софией Витовтовной и находившуюся в придворном Благовещенском соборе. Икону проводили 28 июля торжественным крестным ходом, в коем участвовали великий князь со своим семейством, митрополит Иона и множество народа, до церкви Саввы Освященного на Девичьем поле.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".