Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Москва – сердце России

V. МОСКВА ПРИ ИВАНЕ III


Гербовая печать Москвы

При всей религиозности великого князя Ивана Васильевича, при всей его преданности восточному православию, которую он выразил, не допустив введения в России унии, для чего папа и сосватал Софию Палеолог за нашего государя, при нем, однако, не без успеха пропагандировалась в Москве ересь жидовствующих (Современные мнения историков и филологов, основанные на новых данных и документах, собраны в книге: Библия в духовной жизни, истории и культуре России и православного славянского мира. К 500-летию Геннадиевской Библии. – М., 2001. См. также: Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XV – начала XVI веков. М.-Л., 1955. – Прим. ред.). Она была занесена из Киева ученым евреем Схарией. Сей очень начитанный, особенно в астрологии и каббалистике, еретик распространил в Новгороде свое лжеучение, отвергавшее Пресвятую Троицу, Божество Христа Спасителя, таинства, мощи, иконы и монашество, и отдавал предпочтение Ветхому Завету перед Новым. Главными последователями ереси были священники Дионисий и Алексей. В бытность Ивана III в Новгороде они понравились ему и были взяты в Москву. Первый был сделан протопопом в Архангельском соборе, второй – в Успенском. Ересь стала распространяться и в Москве. Между ее последователями были симоновский архимандрит Зосима и лица, принадлежавшие к господствовавшей тогда придворной партии: ученый дьяк Федор Курицын, брат его Иван Волк и невестка великого князя супруга Ивана Молодого Елена, объявленная мать наследника престола. Ересь стал обличать архиепископ Новгородский Геннадий, но ему сперва не внимали в Москве и даже возвели на митрополичью кафедру сочувствовавшего ереси архимандрита Зосиму. Только посланиями ко всем епископам и самому государю Геннадий довел дело до созыва в Москве собора, который и осудил ересь. Но она подверглась преследованию пока только на Волхове, где еретиков возили на клячах лицом к хвосту, в вывороченном платье, в берестовых шлемах и соломенных венках, с надписями: «Се есть сатанино воинство».


Св. Георгий Победоносец в Рюриковой крепости в Ладоге. XII в.

Вскоре ересь нашла повод к торжеству. Прошел 1492 год, которым оканчивалась седьмая тысяча лет от сотворения мира и который под влиянием очень распространенного убеждения православный народ проводил в страшной тревоге в ожидании кончины мира и второго пришествия Христова. Даже церковная пасхалия не составлялась на восьмое тысячелетие. Но когда миновал роковой семитысячный год, еретики стали глумиться над православными. Тогда к обличителю ереси архиепископу Геннадию присоединился со своими проповедями Иосиф Волоколамский. Зосима был низложен с митрополии и заменен, как говорилось выше, Симоном. Обличители стали опираться на Софию Палеолог и ее сына Василия. Елена, ее сын и вся их партия подверглась опале. В 1504 г. был созван новый собор против жидовствующих, и Москва видела подобные испанскому аутодафе казни еретиков: в клетках сожгли дьяка Волка Курицына, Митяя Коноплева и Ивашку Максимова, а другие еретики были отправлены в заточение. Елена же скончалась в Москве в заключении.


Монеты Ивана III

Иван III является примечательным организатором нашего государственного быта в духе сложившихся или еще слагавшихся русских обычаев. Окружая себя царственной обстановкой, он организует служилое сословие. При нем, кроме бояр, достоинство коих теперь жалуется государем, являются уже и окольничие; появляются и придворные чины постельничего, конюшего, ясельничего, оружничего, ловчего и др. Ясно выступает система поместная, обращавшая на началах государева жалованья низшие классы служилых людей в помещиков, рядом с вотчинниками. Развиваются приказы с их дьяками. Впервые появляется «разряд», наблюдавший над порядком государевой службы; был и Посольский приказ, что можно заключить из того, что теперь существовал посольский дьяк. Земли уже всюду делятся на сохи и обжи и облагаются налогом, который определяется писцовыми книгами. Переходы крестьян с одной земли на другую разрешаются в течение двух недель, после Юрьева (осеннего) дня (26 ноября. – Ред.). Для организации суда Иван издает Судебник (Судебник Ивана III был принят в 1497 г. – Прим. ред.), который в нашем законодательстве составляет шаг вперед по сравнению с Русской Правдой, которая допускала и кровавую месть, и дозволяла отделываться деньгами за убийство даже знатных людей (80 гривен за голову). Судебник же устанавливает государственные наказания за все уголовные преступления: казнь смертную или торговую, т.е. телесное наказание. Приводим в качестве палеографического образчика того времени отрывок из Иванова Судебника.

В соответствии с выросшим могуществом Москвы этот государь произвел в столице всея Руси громадные перестройки. Можно сказать, он разобрал весь Кремль и перестроил его заново, в более обширных размерах. Но, государь исторических народных преданий, он дал всем своим постройкам привычный русскому глазу тип. Это примечательно особенно потому, что почти все его архитекторы – Аристотель Фиоравенти, Алевиз, Марк Руф, Петр-Антоний Фрязин – были иностранцы, выписанные из Италии, где господствовало возрождение наук и искусств. Государь, однако, не позволял им строить на Москве здания в западных стилях: ни в готическом, ни в стиле Возрождения. Они должны были возводить строения в русском стиле, применяясь к древнерусским деревянным постройкам и их орнаментам, или в византийском, для чего их посылали изучать каменные храмы Владимира и других городов.


Из судебника Ивана III

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".