Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Москва – сердце России

VI. Москва при великом князе Василии III


Дверь в храме Св. Владимира в Садех

Очень любопытен относительно своего зодчества построенный в 1515 г. Алевизом Фрязиным храм Благоверного Князя Владимира, что в Старых Садах. В этой местности долгое время находились большие фруктовые великокняжеские сады, простиравшиеся от Ивановского монастыря до Васильева луга, т.е. до нынешнего Воспитательного дома. Особенно интересны здесь входные западные ворота очень искусной работы. Даем снимок с этого образчика старомосковской техники.

Великий князь достроил заложенный при Иване III дворец, украсил его и поселился в нем 7 мая 1508 г. По объяснению И.Е. Забелина, между Грановитой палатой и Благовещенским собором находилась средняя палата, к коей примыкало Красное крыльцо. Далее шла Столовая палата с особой лестницей на Спасов двор. Постельные, или жилые, хоромы и княгинина половина примыкали к церкви Рождества Богородицы и были на том самом месте, где теперь Теремной дворец. Ров, шедший вокруг кремлевских стен, государь приказал Алевизу Фрязину обложить камнем и кирпичом и выкопать при впадении Неглинной в Москву-реку за Боровицкими воротами пруд, названный Лебединым, потому что на нем плавали лебеди. Здесь была построена каменная мельница, и иода из пруда проводилась во рвы. У каждых ворот были перекинуты мосты, носившие имена соответствующих башен. Вообще Кремль, со всех сторон опоясанный водой, в то время выглядел красивее, чем теперь.

С этого княжения начинается особое почитание Фроловских, или Спасских, ворот. Это было в нашествие на Москву татар в 1521 г. По свидетельству стольника Лызлова, занесенному в Минею, слепая инокиня Вознесенского монастыря имела во время этого нашествия видение: при колокольном звоне из Кремля через Фроловские ворота, видела она, вышли почивающие в соборах святители, неся икону Владимирской Божией Матери. Навстречу им (из Китай-города) вышли Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и спросили святителей: куда они идут? Те ответили, что Господь повелел им уйти из града сего, потому что люди презрели страх Божий и о заповедях вознерадели, за это он предаст Русскую землю иноплеменникам. Преподобные стали просить святителей помолиться милосердному Богу о прощении грешных москвичей. Святители вняли их просьбе, вознесли вместе с ними молитвы Всевышнему и воротились назад в Кремль в свои гробницы. В предвратной иконе Фроловских ворот изображены святые в молитвенном положении у ног Спасителя. С этого времени, как полагают, и начинается то почитание Спасских ворот, в силу коего все проходящие через них обязаны снимать свои шапки. Василий III мыслил ставить град (крепостные стены) вокруг большого посада (впоследствии Китай-города), но не успел осуществить этого.


Псковская печать

Москва в это время росла в своем объеме и числе жителей. После уничтожения веча в Пскове оттуда в Москву было переселено 300 семейств, кои были водворены на Варварке близ церкви Георгия Великомученика, и эта местность стала называться Псковской горой. Приводим печать Пскова. Возникла в Москве и новая за рекой слобода «Наливки». Происхождение ее барон Герберштейн объясняет так: Василий III подтвердил запрещение своего отца относительно пьянства и вольной продажи вина, пива и меда; но так как это запрещение не распространялось на великокняжеских телохранителей, то он выстроил для них за рекой особую слободу «Наливки» (от слова «наливай») (Другое название слободы – Налейка. Речь идет об иноземных солдатах-наймитах, которым очень доверял Василий III. Пить вино им действительно было позволено в любое время суток – в отличие от русских. – Прим. ред.). Вообще за это время Москва значительно выросла в своем объеме и населении. По современным свидетельствам, всех дворов в Москве было 41 500, а жителей – более 100 тыс. Улицы при Василии III на ночь запирались рогатками. Выходить на улицу дозволялось только по крайней необходимости, и то с фонарем.

Москва в это правление продолжала развиваться и в других различных отношениях: и в сфере техники, и в сфере образования, и в самом своем быту. Особенно процветала живопись, находившаяся в руках чисто русских мастеров, тогда как зодчеством еще владели иностранцы. Об успехах живописного искусства в Москве свидетельствуют недавно очищенные от позднейших наслоений примечательные фрески Благовещенского собора. В это время впервые упоминается производившаяся в Москве реставрация древнейших икон, коей занимался митрополит Варлаам, сам не чуждый иконописания. Так, в Успенском соборе был реставрирован знаменитый образ Владимирской Божией Матери, писанный евангелистом Лукой; на него по повелению великого князя был сделан новый киот, украшенный московскими ювелирами. Даже древние, но обветшавшие иконы Владимира Залесского поновлялись в Москве, причем названный митрополит принимал в этом участие собственноручной работой. Как мы сказали, в это время архитектура находилась в руках иностранцев, но они должны были строить в русском и византийском стилях, а совсем не в западных. Чеканка монеты, как и серебряное дело, продолжали развиваться; пушечное, литейное и пороховое дело велось по-прежнему. С порохом, правда, вышла беда: на Успенском враге, на дворе, где приготовляли зелье (порох) в 1531 г., произошел взрыв и пожар, от чего погибло 200 рабочих.


Печати Василия III и митрополита Даниила

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".