Суздаль

Суздаль, во Владимирской области, областного подчинения, районный центр, в 35 км к северу от Владимира. Расположен во Владимирском ополье, на р. Каменка (приток р. Нерль, впадающей в Клязьму); в 28 км к юго-востоку от железнодорожной станции Гаврилов Посад на линии Александров – Иваново. Население 12,1 тыс. человек (1992; 8 тыс. в 1897; 6,6 тыс. в 1926; 10,4 тыс. в 1959; 11,1 тыс. в 1979).

Один из древнейших русских городов. Возник в IX-X вв. на месте поселения финно-угорского племени меря. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1024; как город-крепость известен с 1096. До первой половины XII в. Суздаль был владением великих киевских князей, которые выделяли его в удел младшим сыновьям. Первым самостоятельным князем Суздаля был Юрий Долгорукий; при нем город был столицей Ростовско-Суздальского княжества, затем входил в состав Владимиро-Суздальского княжества. С XIII в. – столица самостоятельного Суздальского княжества. Суздаль – старейший христианский приход в Северо-Восточной Руси, уже в XI в. здесь было подворье Киево-Печерского монастыря с церковью Св. Дмитрия. В 1238 сожжен монголо-татарами.

В 1262 в Суздале, Ростове Великом, Владимире и Ярославле вспыхнуло восстание, направленное против засилья монголо-татар. В первой половине XIV в. – столица Суздальско-Нижегородского княжества. В 1392 Суздаль вошел в Великое Московское княжество, в составе которого окончательно был закреплен в XV в. Утратив политическое значение, становится одним из крупных религиозных центров на Руси. Вплоть до XIX в. в Суздале находилась епархия, в конце XVII – начале XVIII вв. – митрополия. С XVI в. в Суздале активно ведется строительство храмов и монастырей. Спасо-Евфимиевский (мужской) и Покровский (женский) монастыри были крупнейшими феодалами на Руси.

Покровский монастырь стал местом ссылки опальных русских цариц и представительниц знатных родов (жена Василия III Соломония Сабурова, жена Петра I Евдокия Лопухина и др.). В Спасо-Евфимиевском монастыре в середине XVIII в. была создана монастырская и государственная тюрьма; здесь содержался и скончался участник движения декабристов – князь Ф.П. Шаховской (1794-1829). В начале XVII в. в период польско-литовской интервенции Суздаль был сильно разрушен и разорен.

С середины XVII в. в результате проведения Посадской реформы 1646-52 начинается период торгово-экономического подъема Суздаля. В XVII-XIX вв. в городе были развиты ремесла и промыслы: серебряников, кузнецов, кожевников, ткачей и др. К началу XIX в. большое значение приобретает огородный промысел, существующий поныне. Со второй половины XIX в., с перемещением торговых путей, Суздаль приходит в упадок и становится глухим, провинциальным городом. С 1708 – в составе Московской губернии; с 1778 – уездный город Владимирского наместничества (с 1796 – Владимирской губернии).

Суздаль – родина изобретателя русского фарфора, друга М.В. Ломоносова Д.И. Виноградова, просветителя и государственного деятеля М.М. Сперанского, поэта, общественного деятеля и революционера А.К. Гастева, поэта-мариниста А.Лебедева.

Современный Суздаль – город-музей; сохранились свыше 200 памятников истории и архитектуры, исторически сложившаяся планировка с главной улицей, вытянутой с севера на юг. В 1788 был утвержден регулярный план, осуществленный частично. Облик города определяют многочисленные памятники архитектуры XIII-XVIII вв., образующие единый живописный ансамбль. В южной части города, в крутой излучине р. Каменка, на территории бывшего кремля (сохранились ров и вал, частично обращенный в бульвар) – собор Рождества Богородицы (1222-25, неоднократно перестраивался; в интерьере – фрески XIII, XV, XVII вв., иконостас XVII в. ; в южном и западном порталах врата XIII в., медные створы которых украшены орнаментальными и сюжетными изображениями в технике золотой наводки), рядом с ним комплекс Архиерейских палат (XV-XVIII вв.) и шатровая колокольня (1635), церкви: Успенская (после 1650, перестроена в 1720), Афанасьевская (1720), Иоакима и Анны, Христорождественская (1771), Никольская (1719) и др.

В 1960 на территорию кремля из села Глотово перенесена деревянная церковь Николы (1766). Живописный силуэт города во многом определяют комплексы крупных монастырей и небольшие каменные приходские церкви с маленькими луковичными главками и колокольнями с шатрами своеобразных вогнутых очертаний. К юго-западу от кремля, за р. Каменка, на территории бывшего Борисоглебского монастыря, – барочная Борисоглебская церковь (XVII-XVIII вв.), к юго-востоку, на месте одноименного монастыря, – Косьмодемьянская церковь (1725), к югу, на месте Введенского монастыря, – Ризоположенская церковь (1749). В посадской части города, к востоку от кремля, – церковь Иоанна Предтечи (1720), в юго-западном углу торговой площади – ансамбль из Входоиерусалимской церкви (1707) и Пятницкой церкви (Никольской, 1772), к северо-востоку от них – вытянутое здание Гостиного двора (1806-11, проект архитектора А. Вершинского), перед ним – Воскресенская церковь (1720) и Казанская церковь (1739); в северо-восточном углу торговой площади – Цареконстантиновская церковь (1707), Скорбященская церковь 1787), ансамбль Лазаревской церкви (1667) и Антипьевской церкви (1745) со стройной высокой колокольней с вогнутым шатром и наружной расцветкой.

К северу, за посадским рвом, – комплекс Ризоположенского монастыря (основан в первой половине XVI в.) с одноименным собором (вторая половина XVI в., галерея и паперть – 1688), колокольней (1813-19, мастер Кузьмин) и 2-шатровыми «Святыми воротами» (1688, архитекторы И. Мамин, А. Шмаков, И. Грязнов); севернее от него, над р. Каменка, – комплекс Александровского монастыря с Вознесенской церковью (1695). На противоположном берегу р. Каменка – ансамбль Покровского монастыря (основан в 1364) с комплексом сооружений преимущественно XVI в. ; собором (1510-18; 3-главым 4-столпным, с позакомарным покрытием, на высоком подклете, окруженном высокой галереей с аркадами) с шатровой колокольней, надвратной Благовещенской церковью (около 1518), Зачатьевской трапезной церковью (1551), с 6-гранной часозвоней (XVI в.) и оградой (XVII-XVIII вв.), Петропавловской церковью (1694; у южной стены). К югу от него, в небольшой излучине р. Каменка, на месте бывшего Андреевского монастыря, – небольшая Тихвинская церковь (конец XVII в.) и типичная для С.»пара» церквей – Богоявленская (1781) и Рождественская (1739).

На северной окраине города, напротив Покровского монастыря, на противоположном берегу р. Каменка, – монументальный ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря (основан в 1352), с мощными стенами (середина XVII в.; длина около 1200 м), с 12 башнями (в том числе проездная, высотой около 22 м), Преображенским собором (1564, перестраивался в XVII в. и XIX в.; в интерьере – фрески, 1689, мастера Г. Никитин, С. Савин и др.), надвратной церковью Благовещения (XVII в.), шатровой Успенской трапезной церковью (1525), звонницей (XVI-XVII вв.). На территории монастыря – могила князя Д.М. Пожарского. В городе – каменные и деревянные дома XVIII-XIX вв., в том числе с богатой ажурной резьбой. В 1950-80-х гг. проведены обширные реставрационные работы, в Суздаль перевезено несколько деревянных церквей XVIII-XIX вв. Многие памятники и все музеи Суздаля входят в состав Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Суздаль – один из важных центров туризма, создан туристский центр, рассчитанный на прием 500-600 тыс. туристов в год и включающий комплекс музеев, гостиниц, кемпингов, мотелей, предприятий старинной русской кухни, мастерских-лавок сувениров и т.д. (часть предприятий туризма размещается в приспособленных старинных зданиях, в том числе гостиница в Покровском монастыре). Масштаб и характер архитектурных сооружений туристского центра, а также их размещение на местности и структура городской застройки не нарушает панорамы древней части Суздаля, целостности его исторически сложившегося облика. Ежегодно город посещают многочисленные потоки туристов, в том числе и зарубежных. В июне 1983 Суздалю, первому городу в России, вручен приз «Золотое яблоко» Международной федерации журналистов.

В современном Суздале: птицефабрика, швейная фабрика, предприятия по производству товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.

В 4 км от Суздаля – село Кидекша с древнейшей в северо-восточной части Руси каменной церковью Бориса и Глеба (1152, перестроена в XVIII в., в интерьерах – фрагменты фресок XII в.), «Святыми воротами» с фигурным многолопастным верхом (конца XVII – начала XVIII вв.), церковь Стефана (1780) и шатровой колокольней (XVIII в.).

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".