Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Суздаль

История

Суздаль является одним из древнейших городов России. Если верить старой легенде, он был основан мудрым Асаном, одним из братьев из племени Иафетова. Первые же достоверные данные о Суздале относятся к 990 году, когда князь Владимир крестил весь народ Суздальской земли, и к 1024 году, когда князь Ярослав Мудрый пришел в город Суздаль подавлять мятеж. С последней даты и начинается история Суздаля. Существует несколько версий происхождения названия города. По одной из них, оно произошло от глагола «судить», по другой – слово «Суздаль» (первоначально «Суждаль») финского происхождения.


В 11-14 веках Суздаль считался достаточно большим и процветающим городом. В 1097 году город вместе со всей северо-восточной землей был передан во владение князю Владимиру Мономаху. А он, в свою очередь, передал Суздаль сыну Юрию, прозванному впоследствии Долгоруким. При нем границы Суздальского княжества расширились до Белого озера на севере, до Волги на востоке, Черниговского и Рязанского княжеств на юге и до Новгородского и Смоленского княжеств на западе.

В первой половине 12 века, во время правления Юрия Долгорукого, Суздаль становится политическим и культурным центром Северо-востока. В этот период формируется планировка города, вокруг него строится земляной вал. Тогда в Суздале появляются первые монастыри и храмы. На рубеже 11-12 веков был построен Дмитриевский монастырь (он не сохранился до наших дней, но сегодня на его месте расположен Музей деревянного зодчества), чуть позже – первый на Северо-востоке кирпичный Успенский собор, церковь Всемилостивейшего Спаса, к сожалению, не дошедшая до наших дней.

В 1152 году Юрий Долгорукий основал крепость Кидекшу в нескольких километрах от Суздаля. Кидекша стала резиденцией Юрия Долгорукого. Здесь была построена первая на Северо-востоке каменная церковь Бориса и Глеба. В ней были похоронены сын Юрия Долгорукого Борис Юрьевич с женой и дочерью.

Во второй половине 12 века Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, перенес столицу Владимиро-Суздальского княжества во Владимир. Он стремился единолично править в своем княжестве и для этого изгнал младших братьев, перестал советоваться со знатными боярами, помогавшими управлять княжеством его отцу. Бояре были недовольны политикой Андрея Боголюбского и попытались выйти из подчинения Владимиру. В итоге князь был убит, его престол заняли младшие братья. Суздаль в этот период попытался вернуть себе статус самостоятельного княжества, но не смог и окончательно был присоединен к Владимиру. Во время татаро-монгольского ига Суздаль трижды (в 1238, 1281 и 1293 годах) подвергался почти полному разорению, и каждый раз возрождался, хотя уже не таким многолюдным и богатым, как прежде. Во второй половине 14 века князь Константин Васильевич объединил Суздальские и Нижегородские земли и наравне с московскими князьями боролся за титул Великого Владимирского князя, который считался главой всей Руси. Эта борьба закончилась в 1366 году союзом Московского и Суздальско-Нижегородского княжеств.

В середине 15 века суздальские князья в последний раз попытались восстановить независимость. Для этого они заключили договор с галицко-костромским князем Дмитрием Шемякой и помогли ему захватить великокняжеский престол в Москве в 1446 году. Когда же Дмитрий Шемяка был изгнан из Москвы, суздальские князья были вынуждены смириться со своим подчиненным положением.

К 16 веку Суздаль становится обычным «замосковным» городом, но большое количество церквей и монастырей, расположенных в этом небольшом городке, делают его религиозным центром и местом святого паломничества. В Суздаль стекаются люди из разных уголков России, чтобы поклониться мощам основателя и первого настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря Евфимия, епископов Федора и Иоанна, настоятельницы Ризоположенского монастыря Ефросинии. В этот же период Суздаль становится местом ссылки неугодных великим князьям представителей знатных родов и даже царских жен.

В первой половине 17 века Суздаль снова приходит в упадок, как и во время татаро-монгольского ига. В 1608-1611 годах город был оккупирован польско-литовскими войсками. На помощь Суздалю пришли отряды князя Д. М. Пожарского, и уже в 1612 году благодарные жители города собрали собственный отряд, который вошел в состав Второго Народного ополчения, освободившего русскую землю от захватчиков. Д. М. Пожарский стал национальным героем, в 1642 году он был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом мужском монастыре.

В конце 17 – начале 18 веков Суздаль достигает своего наивысшего церковного могущества. Это было связано с деятельностью митрополита Иллариона. Он был инициатором того, что в Суздале появляется много новых храмов, а старые перестраиваются и украшаются новыми росписями. В этот период в Суздале был построен Архиерейский дом с Крестовой палатой, Вознесенская церковь, Сретенская церковь, Крестовоздвиженская церковь, Успенская церковь, церковь Смоленской Божией Матери и многие другие. В 1709 году Суздаль становится главным городом Суздальской провинции, входящей в Московскую губернию.

Во второй половине 18 века в Суздале активно развиваются ремесла, что приводит к образованию многочисленных фабрик и заводов, отправляющих свои товары в Москву, Санкт-Петербург и многие другие города. В этот период практически прекращается строительство церквей и монастырей, зато город активно развивается благодаря производству и торговле. Суздаль продолжает оставаться местом ссылки неугодных и непокорных, только теперь их заключают в тюрьму, созданную на территории Спасо-Евфимиева монастыря.

На протяжении 19 века производство и торговля в Суздале постепенно угасают, заводы и фабрики закрываются. Суздаль превращается в глухой провинциальный городок, тихий и спокойный, горожане занимаются преимущественно огородничеством и садоводством. Только революция 1917 года смогла немного всколыхнуть привычный уклад жизни Суздаля. В 1923 году здесь закрыли все монастыри, превратив их в тюрьмы и склады. Во время Великой Отечественной войны в Спасо-Евфимиевом монастыре был лагерь для военнопленных.

Только в 60-е годы 20 века Суздаль был включен в маршрут «Золотое кольцо России» как город-музей, насыщенный культурно-историческими памятниками. Начинается реставрация монастырей и соборов, но в то же время в Суздале бережно сохраняется атмосфера провинциального города 18-19 веков. В 1982 году город был награжден призом Международной федерации журналистов и писателей по туризму «Золотое яблоко», в 1992 году особо ценные памятники Суздаля были включены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Сегодня в Суздале на территории около 9 кв.км сосредоточено более 200 архитектурно-исторических памятников. Чтобы увидеть древнейшие церкви и монастыри, в Суздаль ежегодно приезжают десятки тысяч туристов, и это при том, что в самом городе проживает всего 11 тысяч человек.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".