Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Суздаль

Спасо-Евфимиев монастырь

Мужской Спасо-Евфимиев монастырь был основан на берегу реки Каменки в середине 14 века Суздальско-Нижегородским князем Константином Васильевичем. Первоначально он строился как крепость, и был обнесен деревянной стеной, которая была разрушена во время польско-литовской интервенции. В 1640-1644 годах были построены мощные кирпичные стены с двенадцатью башнями. В 17 веке Спасо-Евфимиев монастырь считался одним из крупнейших монастырских комплексов в округе.

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Преображенский собор

Крупнейшим храмом на территории Спасо-Евфимиева монастыря является Спасо-Преображенский собор. Первый деревянный храм на этом месте был построен в 14 веке, видимо, сразу же после основания монастыря. В 1507 году во время сильнейшего пожара он сгорел вместе со многими другими монастырскими постройками. После этого построили небольшой каменный храм, а в 1594 году – новый Спасо-Преображенский собор. Каменный храм начала 16 века был включен в него как Евфимиевский придел.

Массивное здание собора покрыто четырехскатной кровлей и увенчано пятью барабанами с большими главами луковичной формы. Стены собора разделены пилястрами с полукруглыми закомарами. В 17 и 19 веках они были украшены росписью. Наружные стены примерно посередине их высоты украшены широким поясом колонн и арок. В 18 веке по периметру собора построили галерею, соединившую три притвора. В 1865 году был построен четвертый придел, освященный в честь Сергия Радонежского.

В Евфимиевском приделе собора сохранились фрески 16 века, выполненные монахом Григорием. Большинство их иллюстрирует житие преподобного Евфимия, первого игумена Спасо-Евфимиева монастыря, причисленного к лику святых в начале 16 века. Среди прочих есть и фреска, изображающая закладку монастыря при участии князя Бориса Константиновича, епископа Иоанна Суздальского и самого Евфимия. В главном соборе сохранились росписи, сделанные костромскими живописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным в конце 17 века. Наибольший интерес представляют изображения на восточных столбах. Здесь в образе святых представлены М. Ф. Романов, А. М. Романов и его дети.

Надвратная Благовещенская церковь

Надвратная Благовещенская церковь была построена в 1624 году над Святыми воротами, ведущими на территорию монастыря. Первоначально она была двухшатровой с двумя главами, одна из которых была крыта немецким железом, а другая – «черепицей муравельною». В 20-х годах 18 века Благовещенская церковь была увенчана пятью главами, в середине 18 века – одной деревянной главой, которая стояла на восьмигранном барабане. Еще позже купольное перекрытие церкви было снова переделано и увенчано одной главой, покрытой лемехом (деревянной чешуей).

С южной стороны фасад церкви украшен угловыми пилястрами, различными декоративными элементами на наличниках окон и подставок для икон. Восточный фасад оформлен тремя абсидами. В западной части здания расположена паперть.

Успенская трапезная церковь

Успенская трапезная церковь была построена примерно в 1525 году. В ее основе лежит массивный четверик, увенчанный несколькими ярусами кокошников и высоким восьмигранным шатром. Восточный фасад церкви оформлен тремя аспидами, разделенными гранями с узкими окнами. Нижние части аспид украшены небольшими кокошниками с вставленными в них горшочками. Первоначально церковь была двухэтажной. В центре перового и второго этажей размещались крепкие столбы, поддерживавшие церковные своды так называемой «коробовой системы». Стены второго этажа когда-то были покрыты росписями, но в 19 веке второй этаж был перестроен, и росписи не сохранились, зато первый этаж дошел до наших дней практически без изменений. Рядом с Успенской церковью расположено двухэтажное здание, в котором раньше размещалась монастырские кладовые, кухни, хлебные и прочие хозяйственные помещения.

Звонница

Звонница в Спасо-Евфимиевом монастыре неоднократно перестраивалась. Вероятно, она была построена во второй половине 16 века и первоначально представляла собой девятигранное строение, перекрытое шатром. На втором его этаже находилась церковь Иоанна Предтечи. В конце 16 – начале 17 веков в дар монастырю были преподнесены два колокола от Д. И. Черемисинова и несколько колоколов от Д. М. Пожарского. Специально для них к церкви была пристроена сначала однопролетная галерея, а потом еще две аркады галереи. В 17 веке шатер, венчающий звонницу, заменили часозвоном.

Уже в середине 18 века звонница Спасо-Евфимиева монастыря была в очень плохом состоянии, несмотря на это, она сохранилась до наших дней и полностью восстановлена в том виде, какой она была в 17 веке. В настоящее время фасады звонницы окрашены в красноватый цвет и украшены переплетенными кокошниками и другими декоративными элементами.

Никольская церковь и больничные покои

Никольская церковь вместе с больничными покоями была построена в 1669 году к востоку от Спасо-Преображенского собора. Никольская церковь представляет собой небольшое бесстолпное здание. Она стала первой бесстолпной церковью в Суздале. На первом этаже находилась трапезная, на втором – больничные покои. Здание задумывалось как молельня для больных монахов и узников тюрьмы, поэтому его внешние фасады и внутренние стены практически не были украшены. Только с южной стороны расположен необычный портал с крупными полуколонками, декоративными бусинами и «ложчатым» узором. Чуть выше портала расположено окно, украшенное массивными наличниками.

Могилы князей Пожарских

С восточной стороны Спасо-Преображенского собора расположены могилы князя Д. М. Пожарского и его сына. Народный герой Дмитрий Михайлович Пожарский являлся одним из руководителей Второго Народного ополчения, освободившего русскую землю от польско-литовских интервентов в начале 17 века. Он был похоронен на территории Спасо-Евфимиева монастыря в 1642 году. В 1885 году над его могилой была построена усыпальница, выложенная плитами каррарского мрамора и украшенная иконами. В 1933 году усыпальницу разобрали, и только в 1974 году на этом месте была установлена мемориальная плита с барельефом Д. М. Пожарского.

Тюремный корпус

В 1764 году на территории Спасо-Евфимиева монастыря по указу императрицы Екатерины IIбыла организована секретная тюрьма «для умалишенных колодников», или, как она официально называлась, «Арестантское отделение». Оно располагалось в длинном невысоком корпусе, окруженном каменной стеной с воротами. Расположение одиночных камер тюрьмы было спроектировано таким образом, чтобы в них попадало минимум света.

Официально тюрьма предназначалась для умалишенных преступников, на самом же деле она имела политическое значение: в ней содержались лица, не согласные с политикой, проводимой высшими светскими и духовными властями. Здесь были вольнодумцы и старообрядцы, купцы и военные, крестьяне и студенты. За что конкретно сидели эти люди, нигде не было написано, часто над ними не было и никакого суда. Выйти из тюрьмы было невозможно. Все заключенные сидели бессрочно в одиночных камерах. Через какое-то время они и, правда, сходили с ума. После смерти их хоронили на тюремном кладбище рядом с Никольской церковью. Тюрьма была закрыта только в 1907 году. Однако после революции 1917 года здесь располагалась суздальская тюрьма особого назначения.

В годы Великой Отечественной войны в Спасо-Евфимивом монастыре располагался немецкий штаб, после войны – детская колония. Только в 70-е годы 20 века в монастыре были проведены реставрационные работы. В настоящее время Спасо-Евфимиев монастырь является музейным комплексом.

В первом томе книги «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества», вышедшей в «Полицейской типографии» Москвы в 1848 году, Соборной церкви Спасо-Евфимиева монастыря посвящена отдельная глава.

Н.М. Снегирев

Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества

Соборная церковь

в Спасоевфимиевом монастыре

Соборная церковь Спасо-Ефимиева монастыря

Соборная церковь Спасо-Ефимиева монастыря

Изображенные на рисунке две церкви с колокольнею находятся в Суздальском Спасоевфимиевом монастыре, основанном при Великом князе Борисе Константиновиче Новгородском и Суздальском, зяте Олгердовом.

Строение каменной соборной церкви Преображения Господня Великий князь поручил вызванному из Нижегородского Печерского монастыря иноку Евфимию — ученику Св. Дионисия, Епископа Суздальского и собеседнику Преподобного Сергия Радонежского. В присутствии Господаря Суздальского заложена была сия церковь 1352 г.; в течение двух лет она окончена под надзором черноризца-зодчего и освящена Архиепископом Иоанном, который Евфимия рукоположил в иеродиакона, потом в иеромонаха, наконец поставил его Архимандритом новоустроенной обители. На него также возложено было Великим князем строение келий и ограды. По имени зодчего и первого Настоятеля, монастырь стал называться Евфимиевым, а по соборной церкви Спасским, впоследствии Спасоевфимиевым.

В 1501 г., при Архимандрите Константине, весь монастырь выгорел; но вскоре возобновлен иждивением доброохотных дателей и старанием Настоятеля. Преемник Константина Кирилл, продолжая возобновление обители, увидел, что соборная церковь, потерпевшая от пожара, обветшала; посему, с благословения Суздальского Епископа Симона, разобрав ее, 1511 г., воздвигнул новую, где поставил на вскрытии св. мощи первого Архимандрита сего монастыря, найденные нетленными при копании рвов для фундамента. Но когда и сия церковь через 82 года обветшала, тогда сооружена на прежнем месте другая, доныне существующая. По свидетельству Митрополита Платона, стены вокруг монастыря простираются на 575 сажен.

Этот храм расположением и стенописью сходен с Московским Успенским и Троицко-Лаврским соборами. Древний в нем местный образ Преображения Господня в серебряном окладе с золотыми венцами и с драгоценными каменьями, так равно иконы Св. Троицы, Казанской Богоматери и Святителя Алексия принесены в дар князьями Пожарскими, имевшими особенное усердие к этой обители, которая служила родовою их усыпальницей.

В Спасоевфимиевом монастыре, как с вероятностью заключают, покоится прах знаменитого защитника Москвы, князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго. Место могилы его неизвестно, оттого что в 1765 или 1766 г. много истреблено надгробных камней, употребленных на ступени крылец и починку стен. Но путевая икона князя Д.М. Пожарского недавно найдена в этом монастыре. В 1612 г., когда князь Дмитрий Михайлович с войском прибыл из Нижнего Новгорода в Ярославль, то отсюда нарочно ездил в Суздаль: «помолиться Всемилостивому Спасу и проститься с гробами родительскими.»

Соборная колокольня особенным устройством своим сходствует с Новгородскою при Софийском соборе, Ростовскою и бывшею в Симоновом монастыре.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".