Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Переславль-Залесский

Музей масок

В Переславле-Залесском немало различных достопримечательностей и музеев. Чего стоят уникальные музеи чайника и утюга или знаменитый перемещающийся под властью неведомой силы Синий камень. Но в городе есть и музей, все экспонаты которого выполнены одним человеком, который родился в этом старинном русском городе. Этот человек – Сергей Иванович Потапов.


Музей масок

Родился он в большой семье переславского помещика (у Сергея был брат и девять сестер). Отец Сергея умер, когда тому было всего 5 лет, а еще через 5 он остался и без матери. Воспитывался он старшими сестрами. Еще в детстве Сергей много читал. Особенно привлекали его произведения русских классиков и народные сказки. Однажды ему дали задание: сделать несколько масок для школьного спектакля. Это занятие Сергею понравилось, и уже в возрасте 15 лет он сделал свою первую скульптуру «Балерина».

Вероятно, талант передался Потапову по линии матери: ее брат был довольно хорошим иконописцем. После службы в армии он не сразу вернулся в свой родной город: его дом и имущество были переданы сельсовету. Сергей некоторое время жил в Батуми, а после Великой Отечественной войны, в которой принимал участие с самых первых дней и вовсе оказался за границей. В те годы он в основном исполнял партийные заказы: лепил барельефы Ленина, Сталина и других партийных деятелей.


Маска

В 1953 году Потапов вернулся в Батуми, где и изготовил одну из своих первых работ по произведениям Руставели, которая называлась «Витязь в тигровой шкуре». Эта работа была представлена на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве. За нее мастеру был вручен диплом второй степени, серебряная медаль и солидная денежная премия. Узнав об этом, переславские власти прислали Потапову письмо с предложением вернуться на родину. Его произведения обещали выставить в Государственном Переславском музее-заповеднике.

Мастер принял предложение, но выставка его работ в музее так и не была организована. Долгое время произведения Потапова хранились у него дома. Туда же приезжали и люди, прослышавшие об уникальных изделиях. Назвать их масками, несмотря на название музея, довольно сложно. Это настоящие скульптуры, выполненные из папье-маше (с французского переводится как «жеваная бумага»).

Однажды в доме произошло замыкание электропроводки, и возник пожар, во время которого сгорела часть работ. Потапов сильно переживал по этому поводу, но свое занятие не бросил. Хотя его изделия долгое время не выставлялись в постоянной экспозиции, народную любовь и признание художнику все же удалось завоевать.

Назвать Потапова только художником было бы не совсем правильно. При изготовлении кукол он изображал лица и детали одежды не только при помощи краски, но также из ткани других материалов. Смело можно назвать Сергея Ивановича и скульптором: при изготовлении маски сначала лепится из глины скульптурное изображение героя. После того, как глина подсохнет, на скульптуру наклеивается газета или бумага, пропитанная клеем, а поверх нее слой марли. Только после этого в ход идут краски. Для изготовления некоторых своих произведений Потапов использовал и естественные материалы: траву, листья, мох и другие.

Работы его выставлялись в других регионах страны, и не могли не понравиться их посетителям. На уникальные изделия мастера даже обратили внимание иностранцы. Потапову не раз поступали предложения о приобретении коллекции частными лицами, но Сергей Иванович отвечал отказом: он все же надеялся, что экспозиции найдется место в общедоступном музее его родного города. Наиболее плодотворным для мастера масок оказался творческий период после выхода на пенсию, когда он посвятил этому занятию практически все свое время.

Лишь в конце прошлого века маскам Сергея Потапова нашлось место в расположенном на территории Успенского Горицкого монастыря переславском музее-заповеднике. Выставка сразу стала одной из самых посещаемых в городе. 26 мая 2006 года музей переехал в отдельное помещение на улице, теперь он расположился неподалеку от Никитского монастыря. Территория здания (200 квадратных метров) позволила разместить все произведения мастера, которых к тому времени набралось уже более сотни.

Коллекция представлена теперь в четырех экспозиционных залах. Несмотря на то, что некоторым из масок уже более 30 лет, они находятся в прекрасном состоянии. Основную часть коллекции составляют литературные персонажи – герои произведений русских писателей и сказочников. Так, например, в музее можно встретить героев произведений русских классиков: Н.В. Гоголя – Вия, Фому Брута, Панночку, Тараса Бульбу; А.Н. Островского – Купаву, Бобыля и Бобылиху; М.Ю. Лермонтова – Демона из поэмы «Мцыри» и многих других.

Герои произведений, выполненные Потаповым из папье-маше, выглядят не хуже популярных в наше время восковых фигур. С момента своего открытия и по сегодняшний день экспозиция Музея масок является одной из самых из самых популярных в Переславле-Залесском, а имя Сергея Ивановича Потапова помнят и знают жители не только России, но и других стран.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".