Переславль-Залесский
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор расположен на Красной площади в самом центре Переславля-Залесского. Он был основан одновременно с древним городом в 1152 году. Спасо-Преображенский собор – один из древнейших каменных храмов Руси, сохранившихся до наших дней. Заложен он был еще Юрием Долгоруким, но, по мнению специалистов, достроен был лишь при Андрее Боголюбском.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
В 1310 году в Спасо-Прображенском храме проходил собор святителей Русской церкви. В 1354 году там принял сан священника Сергий Радонежский. Во время монголо-татарского ига собор несколько раз разорялся захватчиками, но каждый раз возрождался и продолжал свое существование.
Спасо-Преображенский храм выполнял сразу две функции: княжеской церкви и гарнизона крепости. Поэтому он, как и подобает крепости, было довольно скромно декорирован. Это небольшой одноглавый четырехстолпный храм. Глава его, как и у всех древних храмов, имела шлемовидную форму, но в последствии была заменена луковичной. Стены собора выложены из известнякового белого камня. Высота древнего Спасо-Преображенского храма – 34 метра, а ширина стен – 1,3 метра. Фасады Спасо-Преображенского храма разделены на части ступенчатыми лопатками, а, пожалуй, единственным украшением собора являются пояса орнамента, которые расположены в верхней части барабана и аспид. Когда-то к собору примыкала башня и по лестнице, расположенной внутри нее можно было попасть на хоры. Несмотря на свои относительно небольшие размеры, внутри Спасо-Преображенский собор выглядит довольно высоким. Изначально его стены были лишены росписи. Она появилась позднее, но затем вновь была счищена, чтобы придать храму первоначальный облик. Достаточно узкие окна храма-крепости расширяются внутри.
В Спасо-Преображенском соборе было достаточно много разнообразной ценной церковной утвари. Там находились произведения ювелирного и ткацкого искусства, старинные книги и иконы. За многие века своего существования храм пережил многое, и значительная часть этих вещей была утеряна или уничтожена. Лишь немногое сохранилось до наших времен. Так, например, серебряный потир, который, возможно, был передан в дар церкви Юрием Долгоруким еще в XII веке, сохранился в Оружейной палате московского Кремля.
Реликвии Спасо-Преображенского собора нашли себе место и в других музеях. Икона XV века «Преображение», написанная, вероятно, знаменитым византийским иконописцем Феофаном Греком, находится в Третьяковской галерее. Из фресок, которыми был расписан собор, большая часть была утеряна при реставрации, проводившейся в конце позапрошлого века. Единственный сохранившийся фрагмент древней росписи сейчас находится в московском Историческом музее.
Специалисты полагают, что во времена основания Переяславля рядом с собором располагалась резиденция князя. Деревянный дворец соединялся галереей с хорами храма. Именно здесь рождались многие переяславские князья. На стене собора даже висит мемориальная доска, надпись на которой гласит: «Здесь, возле собора в княжеских теремах, 30 мая 1220 года родился великий русский полководец князь Александр Ярославич Невский».
Спасо-Преображенский храм был не только местом крещения князей, но и их последним пристанищем. Здесь похоронены последние князья древнего города Переяславля Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич. Эти захоронения удивительным образом сохранились до наших дней.
В XIX веке собор капитально отремонтировали. Обветшавший иконостас заменили алтарной преградой, а также поставили винтовую лестницу, которая ведет на хоры. Стены храма покрыли новой росписью. В прошлом веке Спасо-Преображенский храм долгое время находился в запустении. Из-за протекавшей крыши прогнил пол, и начали разрушаться стены. Наиболее ценные сохранившиеся предметы интерьера собора были вывезены в различные музеи. Лишь во второй половине прошлого века древний храм отреставрировали: укрепили стены и счистили росписи XIX века.
Очередной этап реставрации начался уже начале нынешнего века. В Спасо-Преображенском соборе даже возобновились службы, которые, правда, из-за ремонтных работ велись достаточно редко. При реставрации была заменена кровля, позолочен крест и выкрашена глава собора. Проводится также укрепление фундамента древнего храма.
Среди достопримечательностей древнего Спасо-Преображенского храма гробницы сына Александра Невского Дмитрия и его потомка Ивана. По легенде, под храмом есть множество подземных ходов, которые были построены на случай осады. Правда, найти их так никому пока и не удалось. Сейчас в храме изредка проводятся церковные службы, но в основном он является древним памятником архитектуры и музеем старины. Экспозиция храма-музея повествует не только о его истории, но и об истории Переславля. Неподалеку от собора расположен памятник его основателю Юрию Долгорукому. Вокруг собора неплохо сохранились валы древней крепости.
В первом томе книги «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества», вышедшей в «Полицейской типографии» Москвы в 1848 году, Спасопреображенскому собору посвящена отдельная глава.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
Н.М. Снегирев
Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества
Спасопреображенский собор
в Переславле Залесском
Храм сей, древнейший в северо-восточной России, сооружен в 1152 г., при переставлении города Переславля князем Юрием Владимировичем Долгоруким от Клещина на новое место. В нашествие Монголов 1228 и 1382 годов, когда Переславцы нашли себе спасение на озере Плещееве, в лодках и на плотах, тогда вместй с городом и собор Преображенский был предан на разграбление; но благочестивое усердие князей и граждан обновляло опаленные стены Святилища, снабжая его св. иконами и утварями. В отечественной Истории он является свидетелем достопамятных событий: в 1201 г. из недр его переславцы приняли себе на княжение излюбленного князя своего Ярослава Всеволодовича; здесь они похоронили и оплакали в 1302 г. смиренного, кроткого и тихого князя своего Ивана Дмитриевича, внука Александру Невскому, который завещал свое княжение Московскому князю Даниилу Александровичу.
Как в Соборных церквах нередко держаны были соборы о делах церковных; то, вероятно, в этом храме созван был собор на Св. Петра Митрополита, постыдившего клеветников своею правотой и смирением. В 1352 г. здесь Епископом Афанасием благословлен был на игуменство Преподобный Сергий. Великие князья и цари, проезжая через Переславль, молебствовали в этом соборе и поклонялись праху князей Переславских. Юный Петр, снарядив в основу Российскому флоту кораблик, спущенный им на озеро Плещеево, здесь нередко слушал Божественную литургию и, по обычаю своему, пел на клиросе с причетниками.
По упразднении Переславской епархии, в 1788 г., Спасопреображенский собор обращен в приходскую церковь.
Сколько он достопамятен в историческом отношении, столько и в архитектоническом, как драгоценный памятник Русского церковного зодчества в XII веке.
Основный стиль этого храма есть византийский, что доказывает его план, греческий равноконечный крест и наружная вершина сводов, состоявшая прежде из дуговых кровель, подобных древним Софийским храмам: Константинопольскому, Киевскому, Новгородскому и Moсковскому Успенскому собору. Когда же от пожаров крыша сводов была повреждена, тогда сделана крутая шатровая (епанчею), как простейшая в постройке и удобная для стока дождевой воды и ската снега. Карниз под кровлею совершенно переделан и не носит на себе типа древности; ибо над ним от краев крыши нет подзора, который всегда составлял принадлежность древних кровель.
Кроме вновь покрытой кровли и главы, кроме пристроенной паперти в западной части, эта семивековая церковь сохранила первоначальный тип зодчества. Стены ее со всех сторон оканчиваются полукружиями, над коими возвышается фонарь, или трибун с грушевидною главою, повидимому, позднейшего строения. Складенная, или вернее сказать, облицованная из белого камня, она не имеет в себе железных связей, замененных деревянными, кои столько же прожили, как бы и железные. Толстые стены, с обрезом насредине, разделяются на два яруса, верхний и нижний; внешние лопатки, образуя на каждой стороне по три арки в виде нишей, составляют контрфорсы (упоры) для сопротивления распору внутренних арок; цоколь мелкий; три высокие полукружия алтаря, опоясанные вверху фризами, напоминают абсиды древних греческих церквей. Узкие стенные окна с дуговыми перемычками почти под самыми пятами сводов; под окнами, в междуэтажии, на месте образа, по примеру всех древних храмов, был платбанд (пояс), из белого известкового камня, с обычными обломами (мулюрами), с отливом сверху; но как известковый камень от пожаров растрескался и осыпался, то и заменен простою обкладкой из лещадей, покрытых железными листами. В среднем полукружии алтаря на восток три окна, в остальных двух по одному. Около трех входных дверей нет тех узорочных архивольтов, какие видим на церквах Монголо-Татарского и последующего периодов, но простые гладкие, полукруглые наличники.
По существующей массе и форме этого храма можно предполагать, что он в первобытном своем виде был благолепен, искусно и прочно сооружен; а умеренная вышина и массивная толщина стен его служили средством сбережения его от совершенного разрушения в течение стольких веков.
Простоте внешности, достоверной свидетельнице древности зодчества, соответствует и простота внутренности. На выбеленных стенах не видно следов живописи, но по местам еще не изгладились следы пожаров, опустошавших это Святилище. Крестовые его своды опираются на столпы, образующие три арки, из коих одна отделяет храм от алтаря, а на других утверждались палати, или хоры у западной стены, недавно уничтоженные. Там стояло во время богослужения княжеское семейство; к южной стороне хоров была палатка, вероятно, хранившая кузнь церковную или княжескую, что доказывают небольшие окна под крышею; а в северной стороне, куда была лестница, заметна закладенная дверь в стене; она, как полагают, вела в княжеские терема, некогда стоявшие близ собора на погосте, или примыкала к колокольнице, какие нередко приделывались к северной стене в древних церквах. Под аркою, внизу западной стены, виден замурованный вход, который, по преданию, имел сообщение с тайником (потерном) к реке Трубежу. Там же у южной стены складенные из кирпича надгробницы — большая и малая — указывают на могилы Переславского князя Ивана Дмитриевича и малолетнего его сына; на них нет теперь ни покрова, ни надписи, пред ними нет иконы надгробной, какая обыкновенно ставилась.
Алтарный иконостас не старее XVIII века; но образа в нем есть древние, хотя и поновленные, как то: храмовый Преображения Господня и Предста Царица. Лица на последнем, по замечанию Г. Шевырева, превосходного византийского типа. Другие местные иконы суть произведения известных иконописцев Петрова времени: Ухтомского и Казаринова. Между ими примечателен не столько древностью, восходящею не далее конца XVII столетия, сколько содержанием своим, образ Распятия Господня и Седьми Таинств, из коих брак представляет священника в многокрестной фелони с венцом вокруг головы, сочетающего брачущихся в древнем русском костюме. Внизу иконы подписано: «в лето 7190 (1682) поставил сей образ в соборной и апостольстей церкви Преображения Спасова по обещанию своему подъячий Никита Ведерницын. Писал иконописец Стефан Казаринов.»
Самый алтарь разделяется на три части двумя поперечними простенками с арками. На горнем месте, возвышенном на три ступени, старинное деревянное кресло с резьбою;— это была кафедра Владык Переславских. В южном предалтарии кирпичная надгробница покрывает могилу сына Невского, князя Димитрия. Ни в летописях, ни в храме не находим следов других гробниц, хотя существующие здесь свидетельствуют, что собор этот служил усыпальницей князей Переславля Залесского.
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".