Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Переславль-Залесский

Поселок Талица. Музей паровозов

Музей паровоза в Талице под Переславлем-Залесским, как и другие достопримечательности города по-своему уникален. Основными экспонатами сравнительно молодого музея являются подвижные железнодорожные составы. Среди них не только паровозы и тепловозы, которым уже несколько десятков лет, но и различные виды вагонов и дрезин – небольших железнодорожных тележек, приводившихся в движение вручную или небольшим мотором.


Железнодорожная ветка, ведущая от поселка Талицы до поляны Блудова озера, является единственной существующей в России действующей узкоколейкой. Она была сооружена в 30-е годы прошлого столетия для перевозки торфа, который в то время широко использовался в качестве топлива. Узкоколейкой называли железную дорогу с довольно узким расстоянием между рельсами. Дело в том, что появились они еще в XVIII веке на алтайских рудниках. Так как шахты были ограничены по размеру, рельсы, по которым передвигались вагонетки, также были расположены близко друг к другу. Уже в прошлом веке от узкоколеек не осталось и следа: их заменили современные железные дороги и составы, рассчитанные под них.

В Переславском железнодорожном музее, более известном как «Музей паровозов», сохранились уникальные образцы старых узкоколейных паровозов и других средств, предназначенных для передвижения по подобным железным дорогам. Музей паровоза в Талице был образован лишь недавно – в 1990 году, но уже приобрел достаточно большую популярность. Создателям музея также в достаточно короткие сроки удалось собрать достаточно много экспонатов, которые тем или иным образом связаны с узкоколейкой.

Поезда, передвигавшиеся по узкоколейкам, часто называли «кукушками». В составе экспозиции Музея паровоза представлены уже несколько десятков подобных экспонатов. Самое удивительное, что некоторые из этих паровозов после довольно продолжительного бездействия были восстановлены и сейчас находятся в рабочем состоянии. Другие восстановить не представляется возможным, а от некоторых остались лишь детали. Некоторым из экспонатов уже больше века. Об этом напоминают и элементы их конструкции. Например, в самых старинных «кукушках» в качестве фар использовались керосиновые лампы.

Среди экспонатов музея паровоза немало удивительных вещей. Так, например, здесь имеется дрезина в виде мотоцикла и даже поставленный на железнодорожную платформу автомобиль ЗИМ (ГАЗ-12), который использовался в советское время государственными чиновниками.

Как уже говорилось выше, некоторые из экспонатов Переславского железнодорожного музея являются действующими. Поэтому для туристов, в большом количестве посещающих этот уникальный музей, помимо экскурсий организуются поездки в пассажирских вагонах по оставшейся железнодорожной ветке. Первый подобный туристический поезд отправился по маршруту Переславль-Залесский – Векса в 1991 году. Если количества желающих на целый состав не наберется (обычно подобные поездки происходят в заранее оговоренные дни), то посетители могут покататься и на небольшой дрезине.

В Музее Паровоза также имеется несколько механизмов несвязанных с железной дорогой. Здесь находятся несколько старинных автомобилей, которые были собраны благодаря частным коллекционерам и членам военно-исторического клуба РККА. Экспозиция размещается на отдельной площадке. Многие из автомобилей также были приведены в рабочее состояние и поэтому часто используются при съемках исторических кинолент.

В музее также иногда организуются театрализованные представления, участниками которых становятся члены клуба РККА. Коллекция музея постоянно пополняется новыми экспонатами, которые неустанно ищут сотрудники музея по всей стране. К сожалению, многие узкоколейные паровозы давно были сданы на металлолом или просто ржавеют в каких-нибудь ангарах. Поэтому коллекция Переславского железнодорожного музея с точки зрения истории является бесценной. Некоторые экспонаты музея имеют сертификаты памятников истории техники.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".