Смоленск

Музей и первый банк


Музей скульптуры С.Т. Коненкова

На улице Маяковского находится небольшое старинное здание «с богатым и прихотливым декором», похожее на частный особняк. Построено оно в эклектическом стиле было в начале 70-х годов XIX века и предназначалось для финансово-кредитного учреждения.

Здесь, на Малой Дворянской улице (так она называлась до революции) в 1872 году открылось смоленское отделение Государственного банка. Кстати, его первым вкладчиком стал сам управляющий, статский советник Владимир Егорович Моллериус. Вскоре в этом здании открылась и сберегательная касса.

Спустя почти столетие этот «особняк» для музея выбрал знаменитый скульптор Сергей Тимофеевич Коненков. Посетив Смоленск в 1969 году, он лично указал на здание бывшего банка. Выбор города не случаен. Смоленщина – родина Коненкова, в Смоленске проходили многие его выставки. Мастер трепетно относился к своим творениям, волновался за их судьбу. И ему хотелось, чтобы на родине были не только отдельные работы, но и цельное собрание, музей его скульптуры. По желанию Сергея Тимофеевича часть работ из его московской мастерской была передана в Смоленск и разместилась именно в этом здании.

В то время оно находилось в ветхом состоянии. При его восстановлении была полностью изменена планировка и внутренняя отделка интерьера.

Официальное открытие музея состоялось 30 апреля 1973 года. Сам мастер до этого события не дожил – он умер в 1971-м, на 98 году жизни. К столетию со дня рождения великого скульптора, неподалеку от музея, на пересечении улицы его имени с улицей Пржевальского был установлен бюст – знаменитый «Автопортрет» Коненкова.

Скульптуры мастера, заполнив залы, сразу же создали особую атмосферу, наполнив пространство красотой, гармонией, теплотой – всем тем, чем жила душа самого Коненкова, и что он передал своим творениям.

За долгие годы работы музея его собрание удвоилось. Сейчас коллекция насчитывает свыше 80 уникальных работ, среди которых особым вниманием и любовью посетителей пользуются знаменитые сказочные скульптуры. Для их создания мастер использовал свой любимый материал – дерево, как никто он чувствовал и знал его богатейшие пластические возможности. Близка к сказочным скульптурам и мебель, сделанная из пней, коряг, ветвей деревьев.

Каждая из скульптур Коненкова – часть жизни мастера, его представление о красоте мира и людей. Многие произведения возникли как память от встреч с выдающимися современниками. Их немало – «Л.Н. Толстой», «В.В. Маяковский», «В.И. Суриков», «А.В. Луначарский». Чувством красоты и гармонии наполняют пространство музея прекрасные женские скульптуры. Это источающий тепло человеческого тела дивный торс Айседоры Дункан, «Крылатая», «Девушка с кукурузой».

Трудно выделить из почти восьмидесяти скульптур какие-то особо, вероятно, это и не нужно. Ведь каждая работа несет свой заряд, создает свою неповторимую – коненковскую – мелодию.

Одним из известнейших меценатов в дореволюционном Смоленске был Петр Андреевич Будников. Красное кирпичное здание на углу улиц Коммунистической и Маяковского, в котором расположен Дворец творчества детей и юношества, иногда называют домом Будникова. Впрочем, этот дом был построен купцом для офицерского клуба. Сам купец жил возле нынешней площади Смирнова, в здании, на котором сейчас расположен огромный экран.

В 1877 году купец второй гильдии Петр Андреевич Будников основал в Смоленске изразцово-кафельный завод. Располагалось это заведение в Тюремном переулке (ныне – ул. 12 лет Октября). На заводе производили облицовочный и огнеупорный кирпич, кафель, керамические вазы, переносные печи, камины, изразцы и майолику (особый вид керамики, покрытой глазурью). Дела на небольшом по современным меркам предприятии шли успешно. И в 1896 году в центре Смоленска, на улице Кадетской по заказу Будникова было построено трехэтажное здание в стиле модерн.

Во внешнем убранстве фасада щедро использовались многоцветные изразцы разных размеров и форм. Над балконом, находящемся в композиционном центре здания, из майолики был выложен герб Смоленска.

Практически сразу же после завершения строительства купец передал строение под офицерский клуб, или, как его еще тогда называли, военное собрание. Путеводитель СП. Писарева 1898 года издания сообщал скупые данные об этом заведении: «Устраиваются танцевальные вечера. Посетители преимущественно – военные».

В советское же время здесь разместился Дворец пионеров. Во время войны дом сильно пострадал, и вновь открыл свои двери для молодых смолян только в 1954 году. В 1980-х годах около двух тысяч октябрят, пионеров и комсомольцев посещали свыше 40 кружков и клубов по интересам в этом учреждении. Помимо кружковой работы, Дворец пионеров проводил множество массовых мероприятий: слеты, костры, встречи детей с участниками революции и Великой Отечественной войны, экскурсии по городу, походы по Смоленщине. Существовал при нем и интернациональный клуб, поддерживавший «связи с детскими организациями социалистических и ряда капиталистических стран». Из-за упразднения пионерской организации бывший Дворец пионеров стал называться Дворцом творчества детей и школьников. В октябре 2005 года это учреждение отметило свой 70-летний юбилей...

В середине прошлого века построенное Будниковым здание называли «ярким примером того, как архитектурное сооружение может оказать услугу в наглядной рекламе фабричных изделий». Мол, фабрикант построил его исключительно для продвижения своей продукции.

Может, так и было. Но благодарные потомки до сих пор называют это здание «домом Будникова». Историческая память мало зависит от политической конъюнктуры – ее не так-то просто упразднить.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".