Санкт-Петербург

История и культура

Территория, на которой расположен Санкт-Петербург, в IX-X вв. принадлежала новгородцам; с XIII в. известна под названием Ижорская земля. В начале XVII в. невские берега были захвачены шведами (бассейн Невы вошел в состав провинции Ингерманландия).

В ходе Северной войны со Швецией (1700-21) шведы в августе 1702 г. потерпели поражение на р. Ижора, в октябре 1702 г. русские войска взяли крепость Нотебург (ныне – Шлиссельбург), а 1 мая 1703 г. – крепость Ниеншанц (в устье р. Охта). В апреле 1703 г. Петр I определил место для строительства русской крепости, названной Санкт-Питер-Бурх (крепость Св. Петра), – Заячий остров. План будущей крепости был начерчен Петром I, работы по ее строительству под руководством А.Д. Меншикова начались 16(27) мая 1703. 29 июня 1703 г. в крепости был заложен деревянный храм Петра и Павла, позднее крепость стала называться Петропавловской, а будущий город – Санкт-Питер-Бурхом (в 1703 г. в документах встречаются также название Питер-пол, Петрополь). К осени 1703 г. строительство земляных укреплений крепости в основном было завершено. В ноябре 1703 г. в Санкт-Петербург прибыл первый торговый корабль из Голландии. Зимой 1703-04 в Финском заливе близ острова Котлин сооружен форт Кроншлот. В 1704 г. на левом берегу Невы заложено Главное Адмиралтейство с Адмиралтейской верфью, в 1705 г. вокруг него сооружены укрепления Адмиралтейской крепости. Под защитой этих крепостей началось строительство города. Работами руководили первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга Меншиков и первый архитектор города Д. Трезини. В 1706 г. учреждена «Канцелярия городовых дел» ведавшая всеми строительными работами. Первоначально городской центр формировался на правом берегу Невы, на Петербургском (первоначально Березовом) острове. Здесь, близ домика Петра I, находились палаты Меншикова, дома высших сановников, торговые заведения, Мытный двор, деревянный собор Св. Троицы, здания Сената, коллегий, типографии, Гостиного двора и др. Другой центр застройки возник на левом берегу Невы, вокруг Адмиралтейской крепости, и выше по реке. Адмиралтейский остров и Московская сторона оказались наиболее удобными территориями для развития города.

С 1708 г. Санкт-Петербург – центр Ингерманландской, с 1710 г. – Санкт-Петербургской губернии. В 1712 г. в Санкт-Петербург была перенесена из Москвы столица государства. Здесь разместился царский двор, а позже Сенат (с 1713), Коллегии (с 1718) и другие правительственные учреждения, гвардейские полки. В 1710-е гг. издан ряд царских указов о постройке в городе каменных домов, переселении в Санкт-Петербург высших сановников, дворян, торговых и промышленных людей.

По указу 1704 г. ежегодно на 2-3-месячные работы в Санкт-Петербург присылалось по 24 тысячи «работных людей» из внутренних губерний России, с 1709 г. – по 40 тысяч. Указом от 30 апреля 1718 г. Петр I отменил принудительные наборы «работных людей» заменив их денежными сборами с населения.

Новый город рос как центр промышленности и торговли. В 1706 г. со стапелей Адмиралтейской верфи были спущены на воду первый 18-пушечный корабль «Прам» и яхта «Надежда». В 1712 г. на Адмиралтейском острове, близ устья Мойки, основан Галерный двор (с 1800 г. – Новое Адмиралтейство); в 1715-22 на левом берегу Фонтанки, напротив Летнего сада, построена Партикулярная верфь; около 1721 г. на месте крепости Ниеншанц основана Охтинская верфь. В 1711 г. на Московской стороне заложен Литейный двор (с 1720-х гг. назывался Арсеналом); в 1714 г. в излучине Невы, на месте села Спасское, возник Смоляной (Смольный) двор, на котором вырабатывался деготь и хранились запасы смолы; в 1720 г. основан Канатный двор. С 1722 г. на базе Ижорской лесопильни началось формирование якорного, медного, проволочного и других производств. В 1714-15 построены Крестовский и Охтинский пороховые заводы. Появляются производства предметов роскоши: в 1716-17 в Санкт-Петербурге основана Шпалерная (гобеленовая) мануфактура, в 1719 г. – мануфактуры по производству бархата, шелковой парчи, позументная. В 1718 г. основаны казенные водочные заводы, табачная мануфактура. В 1724 г. открыт Монетный двор в Петропавловской крепости.

Первые постройки Санкт-Петербурга (жилые дома, административные здания, храмы и др.) были деревянными; примерно с 1711 г. многие из них перестраивались в камне и кирпиче, тогда же стало развиваться строительство мазанковых зданий. В 1714 г. указами Петра I запрещалось возведение каменных зданий по всей России, кроме Санкт-Петербурга, а все суда и подводы, входившие или въезжавшие в Санкт-Петербург, должны были ввозить строительный камень. В 1715 г. издан указ о замощении улиц города.

В 1717 г. был принят план центра Санкт-Петербурга с прямоугольной сетью улиц и каналов (архитектор Д. Трезини; лежит в основе существующей ныне планировки). В 1716 г. созданы «образцовые» проекты жилых зданий (архитекторы Ж.Б. Леблон, Трезини): кирпичных – «для именитых» и «зажиточных» на деревянном каркасе с заполнением глиной, с росписью стен под кирпич – «для подлых» (т. е. рядовых горожан). В Петропавловской крепости в 1712-33 на месте деревянного храма по проекту Трезини построен кирпичный Петропавловский собор (усыпальница российских императоров, начиная с Петра I); его общая высота 122,5 м. На Васильевском острове возведены: дворец А.Д. Меншикова (1710-12 и 1913-27, архитекторы Дж.М. Фонтана, Г.И. Шедель, при участии Трезини и др.); здание Кунсткамеры (1718-34, архитекторы М.Г. Земцов, Г.И. Маттарнови и др.); здание Двенадцати коллегий (с 1819 г. – Санкт-Петербургский университет; 1722-42, архитектор Трезини, с 1734 г. в строительстве принимали участие Дж. Трезини, Земцов, Т. Швертфегер). В 1710 г. при впадении р. Черная (ныне Монастырка) в Неву (в конце современного Невского проспекта) Петром I основан монастырь Троицы и св. Александра Невского (с 1797 г. – лавра; строительство велось по проекту Д. Трезини, завершено И.Е. Старовым в 1790-х гг.). В 1710-14 на Адмиралтейском острове в северо-восточной части Летнего сада (разбит в 1704 г. по плану Петра I) построен Летний дворец Петра I (архитектор Д. Трезини). Первые храмы Санкт-Петербурга, в основном базиликального типа, стали органичными центрами прилегающих участков городской территории; Благовещенская церковь Александро-Невской лавры (1717-22, архитектор Д. Трезини, в усыпальнице церкви погребены крупные государственные деятели XVIII – первой трети XIX вв. А.В. Суворов, Н.И. Панин, А.А. Безбородко, А.М. Голицын и др.); Сампсониевский собор на Выборгской стороне, построенный на месте деревянной церкви, заложенной Петром I в память победы под Полтавой 27 июня 1709 г. (в день Св. Сампсония); церкви Св. Симеона и Анны (1731-34, архитектор Земцов) и Св. Пантелеймона (1735-39, предположительно – архитектор И.К. Коробов; построен в память побед русского флота при Гангуте и Гренгаме) на Московской стороне.

В первой четверти XVIII в. были проведены большие работы по превращению рукавов дельты Невы, рек и проток в водные магистрали города с деревянными набережными и пристанями, по строительству мостов (первым мостом через Большую Неву стал наплавной Исаакиевский мост, 1727). В это же время между Невой и Мойкой проложены Лебяжий, Красный, Крюков и Ново-Адмиралтейский каналы, Зимняя канавка. По линиям Васильевского острова было прорыто 10 каналов; в 1718-21 созданы Лиговский канал и каналы Летнего сада. В 1721-22 в западной части Васильевского острова сооружена Галерная гавань (руководитель работ – архитектор Д. Трезини).

В 1717 г. площадь собственно Санкт-Петербурга составляла 12 км2 (среди застроенных участков сохранялись многочисленные пустыри), граница города на юге проходила по р. Мойка. К 1725 г. в Санкт-Петербурге было около 40 тысяч жителей, в том числе около 14,5 тысяч солдат и офицеров гарнизона; около половины населения составляли работные люди с семьями.

При Петре I в Санкт-Петербурге был учрежден ряд учебных заведений. В 1715 г. на базе переведенных из Москвы старших классов Школы математических и навигацких наук (основан в 1701) организована Морская академия (Академия морской гвардии; с 1939 г. – Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе). В 1719 г. из Москвы переведена Инженерная школа (основана в 1712), в 1721 г. основана Артиллерийская школа (в 1758 г. обе школы объединены в одну, с 1800 г. – 2-й Кадетский корпус). В 1711 г. открыта правительственная типография, в которой издавалась первая русская печатная газета «Ведомости» в 1720 г. – типография при Александро-Невском монастыре. В 1721 г. учреждена Словенская школа для детей разночинцев, в 1726 г. – Славяно-греко-латинская семинария (с 1809 г. – Духовная академия).

В царствование Екатерины I (1724-27), в 1725 г. состоялось официальное открытие Академии наук и художеств (с 1747 г. – Императорская Академия наук и художеств, с 1757 г. – Императорская Академия наук, ныне – Российская академия наук), учрежденной по проекту Петра I.

В 1728-32, при Петре II (царствовал в 1727-30) и в первые годы царствования Анны Иоановны (на престоле в 1730-40), царский двор находился в Москве. В начале 1732 г. Анна Иоановна переехала в Санкт-Петербург. В 1731 г. в Санкт-Петербурге был основан Корпус кадет (с 1800 г. – 1-й Кадетский корпус).

В 1737 г. после опустошительных пожаров (летом 1736 г. и 1737) была создана правительственная «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» (во главе с графом Б.К. Минихом, главный архитектор – П.М. Еропкин), разработавшая план застройки и благоустройства города, в соответствии с которым центр Санкт-Петербурга окончательно закреплялся на Адмиралтейской стороне. Полное завершение получил «нептунов трезубец»трех магистралей-»перспектив» расходившихся от Адмиралтейства (Невского проспекта, Средней перспективы, позднее – Гороховой улицы, Вознесенского проспекта), была проложена Садовая улица с Сенной и Покровской (ныне Тургенева) площадями; вокруг последней сформировался новый район – Коломна. В 1737 г. южной границей Санкт-Петербурга стала р. Фонтанка.

Большое внимание парадному строительству в Санкт-Петербурге и его пригородах уделяла императрица Елизавета Петровна; в годы ее правления (1741-61) обретает полное звучание архитектура русского барокко. В 1748-64 сооружены ансамбль Смольного монастыря (архитектор В.В. Растрелли), в 1754-62 Зимний дворец (архитектор Растрелли), в 1750-55 Шереметевский дворец (архитекторы С.И. Чевакинский, Ф.С. Аргунов), а также дворцы графа С.Г. Строганова (1752-54, архитектор Растрелли; ныне – одно из зданий Русского музея) и графа М.И. Воронцова (1749-57, архитектор Растрелли). В середине XVIII в. в Санкт-Петербурге сооружались центрические храмы в стиле барокко, в том числе Никольский морской собор с традиционным пятиглавием (1753-62, архитектор Чевакинский) и одноглавая церковь Трех Святителей (1740-60, предположительно архитектор Дж. Трезини).

В 1744 г. в Санкт-Петербурге основана Порцеллиновая мануфактура (с 1765 г. – Императорский фарфоровый завод, ныне – фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова), в 1753 г. – Красносельская ситценабивная мануфактура. В 1750 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось около 95 тысяч жителей (без сезонных рабочих). В 1756 г. указом императрицы в Санкт-Петербурге учрежден Русский для представления трагедий и комедий театр – первый государственный публичный театр в России (основу театра составил ряд актеров ярославской труппы Ф.Г. Волкова). В 1757 г. в Санкт-Петербурге учреждена Академия художеств по проекту И.И. Шувалова. В 1759 г. основан Пажеский корпус. В 1762, в начале царствования Екатерины II (1762-96), учреждена Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, утвердившая в 1765 г. основные положения Генерального плана Санкт-Петербурга, разработанного под руководством архитектора А.В. Квасова: расширение границы города (до современного Обводного канала), перепланировка улиц, прилегающих к Адмиралтейству и Зимнему дворцу, выявление конфигурации Сенатской и Дворцовой площадей, формирование площадей у Семеновского, Обуховского и Старо-Калинкина мостов через р. Фонтанка; была выдвинута задача застройки улиц сплошным фронтом зданий для создания как бы единого уличного фасада. Первая гранитная набережная была построена перед Зимним дворцом на Неве (1763-67, архитектор И. Росси, мастер Г.И. Насонов); как единый ансамбль было решено оформление набережных Екатерининского (ныне Грибоедова) канала, Фонтанки и Мойки. В строгой линейности береговых стен и парапетов, в мягкой округленности спусков и причалов, в облике первых каменных мостов (Прачечный, Эрмитажный, Верхне-Лебяжий и др.), в рисунке чугунных ограждений, среди которых совершенством пропорций, сочетанием монументальности и легкости выделяется ограда Летнего сада (1773-84, архитекторы Ю.М. Фельтен, П.Е. Егоров), выразились черты нового архитектурного стиля – классицизма. В 1782 г. на Сенатской площади был открыт памятник Петру I (скульптор Э.М. Фальконе).

С 1760-х гг. облик города и характер его застройки начинают определять крупные общественные сооружения и дворцы, еще сохранявшие пластическое богатство форм, присущее позднему барокко, но отличавшиеся ясностью построения, стремлением выявить архитектонику постройки: здание Академии художеств (1764-88, архитектор А. Ф. Кокоринов, при участии Ж.Б.И. Валлен-Деламота), Мраморный дворец (1768-85, архитектор А. Ринальди), Малый Эрмитаж (1764-67, архитектор Валлен-Деламот), лесные склады на острове Новая Голландия (1765-80-е гг., архитекторы С.И. Чевакинский, Валлен-Деламот), Гостиный двор на Невском проспекте (1761-85, архитектор Валлен-Деламот, при участии Кокоринова). С конца 1770-х гг. архитектура общественных зданий приобретает все большую лапидарность, свойственную строгому классицизму: здание Академии наук (1783-85, архитектор Дж. Кваренги), Почтамт (1782-89, архитектор Н. А. Львов), Эрмитажный театр (1783-87, архитектор Кваренги), угловой корпус здания Публичной библиотеки (1796-1801, архитектор Е.И. Соколов; ныне – Российская национальная библиотека). По набережным Мойки и Фонтанки вырастали большие городские усадьбы: графа К.Г. Разумовского (1762-66, архитекторы Кокоринов, Валлен-Деламот), графов Бобринских (1790-е гг., архитектор Л. Руска), князей Юсуповых (надстроен и расширен в 1760-х гг. архитектор Валлен-Деламотом). В 1783-89 на Шпалерной улице для князя Г.А. Потемкина-Таврического сооружен Таврический дворец (архитектор И.Е. Старов). Среди храмов, построенных в Санкт-Петербурге в эту эпоху, выделяются памятники, играющие роль высотных доминант Санкт-Петербурга: сооруженный в переходных от барокко к классицизму формах Князь-Владимирский собор (строился в 1741-42 по проекту М.Г. Земцова под руководством П. Трезини, достраивался в 1766-72 архитектором А. Ринальди, после пожара 1772 г. перестраивался в 1783-89 архитектором Старовым), Троицкий собор Александро-Невского монастыря в стиле классицизма (1776-90, архитектор Старов); в 1777-80 в стиле неоготики сооружена Чесменская церковь (архитектор Ю.И. Фельтен). Основная часть строений города продолжала оставаться деревянной; как и в начале XVIII в., бедствием Санкт-Петербурга были пожары.

Во второй половине XVIII в. быстро росло население Санкт-Петербурга – 150 тысяч человек в 1764, 192 тысячи в 1784, 220 тысяч к началу XIX в. Северная столица закрепляет за собой роль крупнейшего экономического и культурного центра Российской империи.

По инициативе и плану И.И. Бецкого в Санкт-Петербурге были учреждены: в 1764 г. – Смольный институт для дочерей потомственных дворян (Воспитательное общество благородных девиц), положивший начало женскому образованию в России; Воспитательное училище при Академии художеств; в 1765 г. – Мещанское отделение Смольного института (для дочерей мещан; впоследствии – Александровский институт); в 1770 г. – Воспитательный дом призрения детей-сирот и детей бедняков и др. В 1773 г. основано Горное училище (с 1866 г. – ныне существующий Горный институт).

По инициативе директора Императорской Академии наук Е.Р. Дашковой в 1783 г. в Санкт-Петербурге учреждена Российская академия (по изучению русского языка, словесности и истории; первым президентом была Дашкова). В 1783 г. был открыт Каменный (Большой) театр, на сцене которого выступали драматическая, оперная и балетная труппы.

В царствование Павла I (1796-1801) изменился облик Санкт-Петербурга: на улицах появились полосатые караульные будки и многочисленные шлагбаумы; многие постройки екатерининского времени (в том числе Таврический дворец) были отданы под казармы. В 1798 г. открыта Медико-хирургическая академия (на базе Медико-хирургического училища, основанного в 1733; ныне – Военно-медицинская академия). В 1797-1800 сооружен Михайловский (Инженерный) замок (архитектор В.Ф. Бренна) в стиле классицизма, ставший резиденцией императора (в 1800 г. перед замком установлен памятник Петру I, отлитый в 1746 г. по модели Б.К. Растрелли); в 1798-1800 построен Михайловский манеж (архитектор Бренна); в 1798 г. начато строительство набережных Мойки.

В первые годы царствования Александра I (1801-25) в Санкт-Петербурге продолжилось сооружение общественных зданий в стиле классицизма, в том числе Конногвардейского манежа (1804-07, архитектор Дж. Кваренги; ныне – Центральный выставочный зал), здания Смольного института (1806-08, архитектор Кваренги; ныне – Мэрия Санкт-Петербурга), расположенного близ Смольного монастыря.

В первой четверти XIX в. Санкт-Петербург становится городом крупных зданий общественного назначения, органически связанных в парадные ансамбли: построенные А.Н. Воронихиным Горный институт на Васильевском острове (1806-11) и Казанский собор (1801-11) – важная доминанта Невского проспекта (в 1813 г. здесь похоронен М.И. Кутузов, в 1837 г. на площади перед собором установлены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли работы скульптора Б.И. Орловского и архитектора В.П. Стасова); реконструированное архитектором А.Д. Захаровым Главное Адмиралтейство (1806-23) – один из важнейших ансамблей центра Санкт-Петербурга; застройка Стрелки Васильевского острова (по плану Захарова, 1803-04), в которой доминирует здание Биржи с его величественными колоннадами (1805-10, архитектор Ж. Тома де Томон) и мощными вертикалями Ростральных колонн (1806, архитектор Тома де Томон). Для руководства строительными работами был в 1816 г. учрежден Комитет для строений и гидравлических работ.

Последние годы царствования Александра I и первое десятилетие правления Николая I (российский император в 1825-55) совпали с главным периодом творчества представителя стиля ампир К. И. Росси. Грандиозная система монументальных ансамблей, созданная по его замыслу, придала пространственный размах, композиционную целостность и архитектурное единство центру Санкт-Петербурга. Дугообразное в плане здание Главного штаба (1819-29) с центральной аркой и монументальная Александровская колонна (1830-34, архитектор А.А. Монферран) подчеркнули парадный характер Дворцовой площади и закрепили ее главенствующее значение в центре города. Принцип формирования площадей, сопряженных с гигантским по своим масштабам общественным зданием, Росси применил при сооружении ансамбля Александрийского театра (1828-32), Александрийской площади (ныне площадь Островского), открывающейся на Невский проспект (на площади – корпус Публичной библиотеки, 1828-34), Театральной (ныне – Зодчего Росси) улицы с тождественными фасадами двух 3-этажных парадных корпусов. Началом художественной трансформации большого района послужили строительство Михайловского дворца (1819-25, построен для великого князя Михаила Павловича, ныне – здание Русского музея) и разбивка Михайловского сада (1825). Ансамбль Инженерного замка получил четкие композиционные границы, а связанный с ним Михайловский манеж (перестроен Росси в 1823-24; ныне – Зимний стадион) стал центром Манежной площади. Росси сформировал также современный облик Сенатской площади: величавый строй двуединого фасада высших государственных учреждений – Сената и Синода (сооружены в 1828-34), усиленный встроенной между ними аркой, придал площади с памятником Петру I особо торжественный вид. С Сенатской площадью связано выступление декабристов в 1825.

Крупные архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга созданы в 1820-30-е гг. В.П. Стасовым: казармы лейб-гвардии Павловского полка (1817-21) придали парадность Марсову полю, Троицкий (Измайловский) собор (1826-35) и Спасо-Преображенский собор (1828-29) включились в цепь основных доминант города. Нарвские (1827-34; построены в память Отечественной войны 1812) и Московские (1834-38; построены в память о победе в русско-турецкой войне 1828-29) триумфальные ворота оформили главные городские заставы. Важное место в композиции города занял Исаакиевский собор (1818-58, архитектор А.А. Монферран). Наряду с работой над крупными ансамблями в разных районах города продолжалось интенсивное строительство общественных зданий и храмов.

Нарочитая торжественность и парадность, свойственные эпохе Николая I, нашли отражение и в архитектурном облике сооружений Санкт-Петербурга 1840-50-х гг. – здания Гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837-43, архитектор А.П. Брюллов), Мариинского дворца на Исаакиевской площади (1839-44, архитектор А.И. Штакеншнейдер), Нового Эрмитажа (1839-52, архитектор Л. фон Кленце) и др.; в 1849 г. на устоях Аничкова моста через Фонтанку (на Невском проспекте) установлены скульптурные группы П.К. Клодта «Укрощение коня». В архитектуре этого периода все чаще появляются стилизаторские течения: в духе необарокко построены дворец князей Белосельских-Белозерских на пересечении Невского проспекта и набережной Фонтанки (1846, архитектор Штакеншнейдер, скульптор Д.И. Иенсен), особняк княгини З.И. Юсуповой на Литейном проспекте (1852-58, архитекторы Г.А. Боссе и Л.Л. Бонштедт); в стиле неоренессанса сооружены здание Московского вокзала (1844-51, архитектор К.А. Тон), дом графа Н.А. Кушелева-Безбородко (1840-е гг., архитектор Боссе), дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной (1867-72, архитектор А.И. Резанов) и др.

После издания «Положения о размещении и устройстве частных заводов в Санкт-Петербурге» (1833), а также в связи с возрастанием земельной ренты промышленные предприятия начинают перемещаться из центральных районов города на окраины (в том числе южные, где в 1835 г. было завершено сооружение Обводного канала, а с середины XIX в. прокладывались основные железнодорожные магистрали). В 1800 г. в район устья Фонтанки перенесены верфи Главного Адмиралтейства (впоследствии – Адмиралтейский судостроительный завод); в 1801 г. в Санкт-Петербург, за Нарвскую заставу, переведен из Кронштадта казенный чугунолитейный завод (основан в 1789, с 1868 г. – Путиловский завод); в 1825 г. на Шлиссельбургском тракте (на юго-восточной окраине Санкт-Петербурга) основан Александровский чугунолитейный завод (с 1922 г. – Пролетарский). Появились хлопчатобумажные фабрики (Александро-Невская мануфактура на Шлиссельбургском тракте, 1837; ситценабивная фабрика на Васильевском острове, 1834; Российская бумагопрядильня в Нарвской части Санкт-Петербурга, 1835; Новая бумагопрядильня, 1844; Спасская бумагопрядильня и ткацкая мануфактура на Шлиссельбургском тракте, 1852, и др.), возникали суконные фабрики, кожевенные заводы, предприятия других отраслей промышленности. С середины XIX в. среди новых промышленных предприятий преобладали металлообрабатывающие и механические заводы, в том числе электромеханический завод «Сименс и Гальске» (основан в 1853 г. одноименным немецким торговым домом) и металлический завод Макферсона (основан в 1856; с 1880-х гг. – судостроительный Балтийский завод) на Васильевском острове; Невский литейный и механический завод (основан в 1857 г. инженерами П.Ф. Семянниковым и В.А. Полетикой) и Обуховский сталелитейный завод (основан в 1863 г. товариществом П.М. Обухова, Г.С. Кудрявцева и Н.И. Путилова; с 1922 г. – завод «Большевик») на Шлиссельбургском тракте; механический завод Лесснера, Металлический завод (основан в 1857) и чугуно-медно-сталелитейный завод Л. Нобеля (основан в 1862, с 1919 г. – «Русский дизель») на Выборгской стороне. В 1833 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось 137 средних и крупных заводов и фабрик, на которых было занято около 5,5 тысяч рабочих, в 1862 г. их число выросло до 347 (свыше 20 тысяч рабочих). В 1837 г. построена первая в стране железная дорога Санкт-Петербург – Царское Село (в 1838 г. продлена до Павловска); в 1843-51 сооружена двухколейная железная дорога Санкт-Петербург – Москва протяженностью 647,9 км (в 1855-1923 – Николаевская железная дорога).

В первой половине XIX в. население Санкт-Петербурга увеличилось в 2,5 раза (523 тысяч человек в 1853). В 1828 г. площадь Санкт-Петербурга достигла 54 км2. В 1833 г. к городу были присоединены бывшие загородные участки: острова Елагин, Крестовский и Каменный, Гутуевский и Резвый и другие территории. В 1803 г. организованы первые пожарные команды. В 1832 г. настланы торцевые мостовые на Невском проспекте, затем появились булыжные мостовые. В 1835 г. установлены уличные газонные фонари. В 1850 г. закончено сооружение первого постоянного моста через Большую Неву – Благовещенского (в 1855-1918 – Николаевского, ныне – Лейтенанта Шмидта). В 1847 г. появились маршрутные общественные кареты, в пригороды ходили дилижансы; в 1848 г. организованы перевозки пассажиров пароходами по Неве.

В первой половине XIX в. в Санкт-Петербурге увеличилось число общеобразовательных школ. В 1804 г. Учительская семинария (основана в 1783) была преобразована в Педагогический институт (с 1816 г. – Главный педагогический институт), на базе которого в 1819 г. основан Санкт-Петербургский университет. В Санкт-Петербурге были созданы первые российские технические высшие учебные заведения: Институт корпуса инженеров путей сообщения (1809; ныне – Институт инженеров железнодорожного транспорта), Лесной институт (1811; ныне – Лесотехническая академия), Санкт-Петербургский практический институт (1828; с 1896 г. – Технологический институт); Училище гражданских инженеров (1832; с 1882 г. – Институт гражданских инженеров, ныне – Инженерно-строительный институт).

Санкт-Петербург быстро развивался с 1860-х гг. как крупнейший центр промышленности и торговли; постепенно создавался универсальный и высококвалифицированный характер Санкт-Петербургской промышленности. В 1875-85 в Санкт-Петербурге сооружен новый морской порт (в устье Екатерингофки, на Гутуевском, Вольном и Канонерском островах) и глубоководный Морской канал, соединяющий устье р. Нева с Финским заливом. Первая электростанция Санкт-Петербурга дала ток для освещения Невского проспекта в 1883, к 1900 г. в городе было уже 294 электростанции. В 1913 г. насчитывалось 1012 г. крупных и средних промышленных предприятий с 234 тысячами рабочих.

В 1854 г. был учрежден первый Санкт-Петербургский частный коммерческий банк, в 1860 г. – Государственный банк; к концу XIX в. Санкт-Петербург становится крупнейшим в России и одним из важнейших мировых кредитных и биржевых центров. С 1875 г. по 1914 г. сеть петербургских банковских учреждений выросла в 23 раза (с 25 до 567).

С 1863 г. по 1900 г. население столицы выросло с 539,4 тысяч до 1439,6 тысяч человек. В 1914 г. в городе насчитывалось 2218 г. тысяч жителей, в 1917 г. – 2420 г. тысяч. К 1917 г. площадь Санкт-Петербурга достигла 105,4 км2.

В последней трети XIX – начале XX вв. быстро менялся облик Санкт-Петербурга. Центральные районы города благоустраивались, обеспечивались канализацией и водопроводом. Между Фонтанкой и Обводным каналом, на прежних окраинах сооружались большие доходные дома с дворами-колодцами. Поиски в русле «русского стиля»воплотились при создании храма Воскресения Христова (»Спас на крови») на набережной Екатерининского (Грибоедова) канала (1887-1907, архитекторы И.В. Макаров, А.А. Парланд; храм-памятник на месте, где 1 марта 1881 г. народовольцем И.И. Гриневицким был смертельно ранен император Александр II). С 1870-х гг. создаются новые типы сооружений: крытые рынки, вокзалы, здания банков, страховых контор, гостиниц, корпуса промышленных предприятий. Последняя треть XIX в. отмечена интенсивным строительством мостов через Неву (Литейный мост, 1875-79; Троицкий мост, 1897-1903), что стимулировало застройку правого берега на Выборгской и Петербургской сторонах. В старых, исторических районах Санкт-Петербурга продолжалось возведение зданий общегородского назначения, разбивались сады и скверы, устанавливались памятники: Николаю I (1859, скульптор П.К. Клодт, архитектор А.А. Монферран) на Исаакиевской площади, И.А. Крылову (1855, скульптор Клодт) в Летнем саду, Екатерине II (1873, скульпторы М.А. Чижов, А.М. Опекушин, художник М.О. Микешин) в сквере перед Александрийским театром. С начала XX в. строятся особняки и доходные дома в стиле модерн, для которых характерна пластическая текучесть форм, стилизованная изысканность декора (особняк балерины М.Ф. Кшесинской; 1904-06, архитектор А.И. Гоген, и др.).

В другом, типичном для Санкт-Петербурга варианте стиля модерн его композиционные приемы соединяются с элементами ордерной архитектуры: здания Торгового дома Мертенса на Невском проспекте (1911-12, архитектор М.С. Лялевич), Азовско-Донского коммерческого банка (1907-13, архитектор Ф.И. Лидваль) и др. В 1910-х гг. архитекторы вновь обратились к традициям прошлого. Наиболее плодотворными оказались решения в духе неоклассицизма (жилые дома на Каменноостровском проспекте, архитекторы В.А. Щуко, А.Н., Ю.Ю. и Л.Н. Бенуа). В те же годы архитекторы обращались к мотивам петровского барокко (Городской училищный дом имени Петра Великого, 1910-12, архитектор А.И. Дмитриев), древнерусского зодчества (здание Музея А.В. Суворова, 1901-04, архитектор Гоген, при участии Г.Д. Гримма). Идея постройки жилых комплексов, в которых предусматривались и здания обслуживающего характера (детские учреждения, столовые, библиотеки), была осуществлена при создании Гаванского рабочего городка в районе Гавани, в западной части Васильевского острова (1904-06, архитекторы Н.В. Дмитриев и В.А. Федоров). В 1909 г. на Знаменской площади (ныне – Площадь Восстания) установлен памятник Александру III – российскому императору в 1881-94 (скульптор П.П. Трубецкой; в 1937 г. памятник был снят, хранится в Русском музее).

В 1852 г. в Санкт-Петербурге начал действовать телеграф (была открыта первая междугородная линия связи Санкт-Петербург – Москва); в 1855 г. сооружена Главная телеграфная станция (до 1862 г. размещалась в здании Главного Адмиралтейства). В 1882 г. появилась телефонная связь; в 1895 г. городская телефонная сеть насчитывала около 3 тысяч абонентов, в 1911 г. – свыше 50 тысяч. В 1905-07 в Санкт-Петербурге построена 1-я очередь трамвайной сети; в 1908 г. работало 9 трамвайных маршрутов, ежедневно на линию выходило 187 вагонов, перевозивших 230 тысяч пассажиров; в 1917 г. общая протяженность трамвайных маршрутов составляла около 200 км, на линии выходило 710 вагонов. В 1907 г. по городу начали курсировать автобусы.

В последней трети XIX – начале XX вв. в Санкт-Петербурге открывались научно-исследовательские институты, ученые общества, расширялась сеть высших учебных заведений. В 1845 г. основано Русское Географическое общество, в 1866 г. – Научно-техническое общество России, в 1882 г. – Геологический комитет при Горном департаменте. В 1895 г. в Санкт-Петербурге насчитывался 21 вуз, в 1914-35 (около 40 тысяч студентов) в том числе: Политехнический институт (основан в 1899, открыт в 1902, ныне – Технический университет), Психоневрологический институт (создан В.М. Бехтеревым в 1907, ныне – научно-исследовательский институт его имени), Вольная высшая школа П.Ф. Лестгафта (основана в 1905-06). Были созданы Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы (1878), Женский медицинский институт (1897), Женский педагогический институт (1903). В 1914/15 учебном году в Санкт-Петербурге было 897 общеобразовательных школ, в том числе 679 начальных (всего 138,5 тысяч учащихся), свыше 200 средних и низших профессиональных школ и курсов (около 20 тысяч учащихся). В 1914 г. имелось 92 больничных учреждения (19,9 тысяч коек), в Санкт-Петербурге практиковали 2,9 тысячи врачей всех специальностей.

В 1855 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось 40 типографий, в 1894 г. – 215. В 1910 г. было отпечатано свыше 8 тысяч наименований книг общим тиражом 29,6 тысяч экземпляров. В 1898 г. в Санкт-Петербурге выходило 309 периодических изданий (38% всей периодики России), в 1914 г. – 530 изданий (24,5%).

Важным событием художественной жизни Санкт-Петербурга было открытие двух крупнейших музеев изобразительных искусств – Эрмитажа (1852) и Русского музея императора Александра III (1898; ныне – Русский музей). В 1870 г. образовано Товарищество передвижных художественных выставок, членами которого были крупнейшие русские мастера живописи второй половины XIX в. В конце 1890-х гг. оформилось художественное объединение «Мир искусства».

В конце 1850-х – начале 60-х гг. в Санкт-Петербурге сложилось творческое содружество музыкантов «Могучая кучка». В 1859 г. основано Русское музыкальное общество, в 1862 г. открыта первая российская консерватория (до 1866 г. – Музыкальное училище). В 1860 г. открылся Мариинский театр. В конце XIX в. с отменой монополии императорских театров (1882) возникают частные драматические труппы, в том числе театр Литературно-художественного общества под руководством А.С. Суворина (существовала в 1895-1917), театр Комиссаржевской (в 1904-09) и др.

С Санкт-Петербургом связаны трагические события начала первой русской Революции 1905-07: всеобщая забастовка петербургских рабочих в начале января 1905, расстрел войсками мирной демонстрации рабочих, шедших к Зимнему дворцу с петицией к царю Николаю II (последний российский император, 1894-1917) 9(22) января 1905.

После вступления России в 1-ю мировую войну 18 августа 1914 г. было принято новое официальное название города – «Петроград».

В 1917 г. Петроград стал главным местом событий Февральской и Октябрьской революций. 10 марта 1918 г. с отъездом советского правительства в Москву Петроград перестал быть столицей страны. 26 января 1924 г. город был переименован в Ленинград.

Общая хозяйственная разруха в стране, вызванная Гражданской войной, привела к резкому спаду производства. В 1921 г. выпуск промышленной продукции в городе составил 13% довоенного уровня, который был достигнут вновь лишь в 1929. Постепенно восстанавливалось городское хозяйство; в 1926 г. на улицах города появились маршрутные автобусы. С середины 1920-х гг. началось преобразование рабочих окраин, сооружались жилые массивы на Тракторной улице (1925-27, архитекторы А.С. Никольский, А.И. Гегелло, Г.А. Симонов), на улице Ткачей (1920-е гг., архитекторы Д.Л. Бурышкин, Л.М. Тверской, С.О. Овсяников) и др. Для построенных в духе конструктивизма жилых и общественных зданий характерны простота геометрических объемов, рациональность конструкции, выразительное сопоставление глухих и остекленных поверхностей: бывший Дом политкаторжан (1929-31, архитекторы Симонов, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков), школа в Лесном (1927-29, архитекторы Никольский, В.М. Гальперин) и др. В конце 20-х – начале 30-х гг. осуществлялась реконструкция ленинградских предприятий. Развивалась легкая промышленность, на которую в 1932 г. приходилось около 14% всей продукции отрасли в СССР, вырос объем оборонной продукции. В 1920-30-е гг. росла сеть научно-исследовательских и проектных институтов, возникали новые высшие учебные заведения. В 1940/41 учебном году в 62 вузах Ленинграда обучалось 85,1 тысяч студентов.

С 1917 г. по 1926 г. население города уменьшилось на 44%; с 1926 г. по 1939 г. численность населения почти удвоилась, главным образом за счет притока рабочей силы со стороны. В 1935 г. площадь города (включая акваторию Невы и часть Финского залива) достигла 313,8 км2.

В 1932-35 и 1935-37 под руководством архитектора Л.А. Ильина был разработан генеральный план развития города; на Московском проспекте в 1936 г. было начато сооружение Дома Советов (архитектор Н.А. Троцкий и др., скульпторы Н.В. Томский, И.В. Крестинский), гигантского здания, которое должно было доминировать в новом общегородском центре. В архитектуре этого периода намечается отход от принципов конструктивизма, увлечение монументальными, часто гипертрофированными по масштабу формами классического зодчества: здания Дворца культуры им. С.М. Кирова (1930-37, архитекторы Троцкий, С.Н. Козак), кинотеатров «Гигант» (1933-35, архитекторы А.Н. Гегелло, Д.Л. Кричевский) и «Москва» (1937-39, архитектор Л.М. Хидекель) и др.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 городу был нанесен огромный урон. За время блокады Ленинграда немецко-фашистскими и финскими войсками (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944), только по официальным данным, от голода умерла 641 тысяча горожан (по подсчетам историков, не менее 800 тысяч человек), погибло от бомбежек и обстрелов около 17 тысяч жителей, ранено около 34 тысяч жителей; к июлю 1942 г. население Ленинграда сократилось до 1,05 млн. человек, вследствие интенсивной эвакуации к январю 1944 г. – до 576 тысяч человек (по другим данным, до 560 тысяч). Были повреждены 30 тысяч промышленных зданий цехов и участков, 840 разрушены полностью; повреждено около 5 млн. м2 жилой площади (в том числе 2,8 млн. м2 разрушено полностью), 500 школ, 170 лечебных учреждений. Сильно пострадали здания Эрмитажа, Русского музея, Инженерный замок, Главное Адмиралтейство, Казанский собор, Горный институт, Смольный и Елагин дворцы, Академия художеств.

Восстановление Ленинграда началось сразу после снятия блокады. По рассчитанному на 10 лет генеральному плану 1944-48 (архитекторы Н.В. Баранов, А.Н. Наумов) были восстановлены памятники архитектуры, созданы парки Победы – Приморский на Крестовском острове (1945, архитектор Никольский и др.) и Московский на месте бывшего пустыря в южной части города (1945, архитектор В.Д. Кирхоглани), сформировались новые жилые районы (Автово и др.), застраивались новые проспекты, в том числе Приморский (1946-51, архитекторы Баранов, О.И. Гурьев и др.). В 1957 г. на площади Искусств перед зданием Русского музея был установлен памятник А.С. Пушкину (скульпторы М.К. Аникушин, архитектор А.С. Петров). В 1955 г. введена в эксплуатацию первая Кирово-Выборгская линия Ленинградского метрополитена (10,8 км).

В 1960-х гг. в Ленинграде были возведены крупные общественные здания (Большой концертный зал «Октябрьский» 1967, архитектор В.А. Каменский и др., скульптор Аникушин; Дворец спорта «Юбилейный» 1967, архитектор Г.П. Морозов, инженер А.П. Морозов), завершилось формирование мемориальных ансамблей на Пискаревском (1960, архитекторы А.В. Васильев, Е.А. Левинсон, скульптор В.В. Исаева и др.) и Серафимовском (1957-64, архитектор Я.Н. Лукин, скульптор Р.К. Таурит и др.) кладбищах. В 1966 г. был утвержден новый генеральный план города (архитекторы Каменский, Г.Н. Булдаков и др.), по которому в 1960-80-х гг. сооружались жилые массивы на окраинах Санкт-Петербурга и градостроительные ансамбли на берегах Финского залива, реконструировались старые районы. Среди наиболее значительных построек этого времени – Дворец молодежи (1969-80, архитектор П.С. Прохоров и др.), спортивно-концертный комплекс им. В.И. Ленина (1980, архитектор И.М. Чайко и др.), гостиницы «Пулковская» (1981, архитектор С.Б. Сперанский и др.) и «Балтийская» (1980-е гг., архитектор Н.Н. Баранов и др.). В ансамбль Московского проспекта вошла площадь Победы с Монументом героическим защитникам Ленинграда (1975, архитекторы Сперанский, Каменский, скульптор Аникушин).

В 1979 г. для предотвращения нагонных наводнений на границе Невской губы и Финского залива было начато строительство комплекса защитных сооружений. К середине 1980-х гг. северная часть комплекса (от станции Горская на северном берегу Финского залива до острова Котлин) была в основном построена, что привело к обострению экологической обстановки в северных воротах Невской губы. В конце 1980-х гг. строительство законсервировано.

В июне 1991 г. по итогам проведенного среди горожан опроса (12 июня) городу возвращено его историческое имя Санкт-Петербург.

В городе расположен Санкт-Петербургский научный центр Российской АН, в 1990 г. объединявший 36 академических институтов и других научно-исследовательских учреждений. В 1993 г. в Санкт-Петербурге действовало 43 высших учебных заведения: Санкт-Петербургский университет, технический университет, Российский педагогический университет им. А.И. Герцена, лесотехническая академия; институты – технологический, горный, инженерно- строительный, инженеров железнодорожного транспорта, инженеров водного транспорта, кораблестроительный, электротехнический и др.; консерватория; институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; 22 высших военно-учебных заведения, в том числе Военно-медицинская академия, Военно-морское высшее училище им. М.В. Фрунзе, Военно-морское высшее инженерное училище.

В Санкт-Петербурге 18 театров (1990): Мариинский театр, Малый театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского, Театр драмы им. А.С. Пушкина (Александрийский), Большой драматический театр им. М. Горького и др. Цирк. Филармония им. Д.Д. Шостаковича.

В 1990 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось свыше 120 музеев и их филиалов, постоянно действующих выставок; Кунсткамера (основана в 1714 г. из личных коллекций Петра I; ныне – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого), Государственный Эрмитаж (один из крупнейших музеев мира), Русский музей (наряду с Третьяковской галереей в Москве – крупнейший в России музей русского искусства) и др. Библиотеки: Российская национальная библиотека, Научная библиотека Академии Художеств, Научная библиотека Санкт-Петербургского университета, Библиотека Российской АН и др.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".