Санкт-Петербург

Мариинский театр


Мариинский театр

Мариинский театр является одним из самых старых театров России. Еще в 30-е годы XVIII века в Петербурге ставили оперно-балетные придворные спектакли. Здания для постановок были деревянными и неказистыми. Первое здание Большого (Камерного) театра, который впоследствии назовут Мариинским, было построено на Театральной площади в 80-х годах XVIII века по распоряжению императрицы Елизаветы Федоровны. Театр открылся в 1873 году оперой Дж. Паизиелло «Мир луны». С этого времени начинается история Мариинского театра.

Здание Большого театра неоднократно перестраивалось: в 1802 году – архитектором Ж. Тома де Томоном, в 1836 году – А. Кавосом. В 1847-1848 годах напротив Большого театра был построено здание цирка по проекту А. Кавоса. Здание было спроектировано таким образом, что в нем можно было давать и цирковые, и театральные представления. Оно простояло только десять лет, а потом сгорело во время сильного пожара. В течение года А. Кавосу удалось восстановить здание, но его планировка была несколько изменена, так что с тех пор оно предназначалось только для оперных и балетных постановок.

2 октября 1860 года считается второй датой рождения оперного театра в Санкт-Петербурге. Именно в этот день он торжественно открылся после восстановления оперой М. Глинки «Жизнь за царя». Тогда же он получил название Мариинского – в честь жены императора Александра II Марии Федоровны. По свидетельствам современников, Мариинский театр уже тогда был красивейшим театром в Европе. В 1885 году Большой театр на театральной площади был закрыт и превращен в Консерваторию. С тех пор все спектакли стали ставить на сцене Мариинского театра.

За последние 20 лет XIX века Мариинский театр дважды перестраивался. В 1884-1886 годах архитектор В. Шретер перестроил закулисные помещения, в 1894-1896 годах инженер Н. Смирнов реконструировал зрительный зал. Эти работы позволили улучшить акустические условия сцены и зрительного зала. Изменения коснулись и внешнего вида театра. К нему был пристроен корпус с просторным вестибюлем, фойе и парадными лестницами. Кроме того, к началу XX века сложился неповторимый облик интерьеров Мариинского театра, принесший ему не меньшую славу, чем талант русских оперных певцов и композиторов.

Зрительный зал, фойе, вестибюль и лестницы были пышно декорированы скульптурами, позолотой, мягкими драпировками, гармонично сочетающимися с голубой обивкой кресел и лож. С потолка в зрительном зале свисала огромная трехъярусная люстра с тысячами хрустальных подвесок. В этом же стиле были выполнены и канделябры, украшавшие зал.

Еще одной достопримечательностью Мариинского театра является занавес сцены, изготовленный в 1914 году по эскизам художника А. Головина. Первоначально он был выдержан в темно-красных тонах, но в 1952 году цветовая гамма занавеса была заменена на сине-голубую – в тон обивке мебели. В начале XX века декорации для спектаклей в Мариинском театре создавали знаменитые художники А. Бенуа и В. Серов.

В 1935 году театру было присвоено имя С.М. Кирова. В годы блокады Ленинграда здание Мариинского театра было сильно повреждено, но уже к осени 1944 года оно было практически восстановлено. В 1968-1970 годах по проекту С. Гельфера была перестроена сцена. Пол оркестровой ямы был поставлен на подъемники и мог опускаться и подниматься, были введены и некоторые другие технические новшества, которые позволили разнообразно использовать оркестр. С 1992 года театр снова стал называться Мариинским.

Со второй половины XIX века Мариинский театр считается символом русской театральной культуры. Здесь состоялись премьеры многих произведений оперы, вошедших в золотой фонд мировой классики. Среди них можно назвать оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова, «Пиковая дама» и другие оперы П.И. Чайковского. На сцене Мариинского театра выступали выдающиеся оперные певцы Ф.И. Шаляпин, И.В. Ершов, Н.Н. Фигнер, Л.В. Собинов, Ф.В. Литвин, Н.К. Печковский, С.П. Преображенская, М.О. Рейзен, Г.М. Нэлепп.

С Мариинским театром также неразрывно связана история русского балета. В XVIII веке здесь работали выдающиеся европейские балетмейстеры Ф. Гильфердинг, Г. Анджолини, Д. Канциани, Ш. Лепик. В XIX веке балеты в Мариинском театре ставили Ш. Дидло, Ж. Перро, А. Сент-Леон. Огромный вклад в развитие русской школы балета внес Мариус Петипа, занимавший пост главного балетмейстера Мариинского театра с 1869 года до конца XIX века. В Мариинском театре танцевали великие А.И. Истомина, Е.С. Семенова, М.Ф. Кшесинская, В.Ф. Нижинский, Г.С. Уланова, А.П. Павлова, Р.Х. Нуриев, М.Н. Барышников.

Здесь прошли премьеры «Спящей красавицы» и «Лебединого озера» П.И. Чайковского, «Раймонды» А. К. Глазунова, ставшие классикой мирового балета. В 30-е годы состоялись премьеры «Бахчисарайского фонтана» Р. Захарова, «Ромео и Джульетты» Л. Лавровского, в 60-е – «Каменного цветка» и «Легенды о любви» Ю. Григоровича, «Берега надежды» и «Ленинградской симфонии» И. Бельского. В последнее десятилетие XX века в репертуаре Мариинского театра появились балеты, поставленные известными хореографами: К. Макмилланом («Манон»), Дж. Ноймайером («Now and Then», «Spring and Fall», «Звукипустыхулиц»).

В настоящее время Мариинский театр является одним из ведущих мировых театров оперы и балета, наряду с такими известными театрами, как Ковент-Гарден, Опера де Бастиль, Ла Скала, Ла Фениче.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".