Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Санкт-Петербург

Храм Воскресения Христова (Спаса-на-Крови)


Храм Спаса на Крови

Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) был построен в 1883-1907 годах по проекту архитектора А.А. Парланда на том месте, где смертельно ранили императора Александра II 1 марта 1881 года. Собор задумывался как общенародный историко-мемориальный комплекс, памятник погибшему царю. Храм Воскресения Христова, хотя и построен по типу древнерусских церквей, прекрасно вписывается в историческую часть города, застроенную зданиями в стиле классицизма и барокко. Он резко отличается от расположенных неподалеку зданий Русского музея, Малого оперного театра, Большого зала филармонии, от зданий на Малой и Большой Конюшенных улиц, но в то же время является центральным звеном архитектурного комплекса этого района.

Храм Воскресения Христова был заложен в октябре 1883 года, когда проект собора еще не был окончательно утвержден. Перед строителями стояла задача укрепить грунт, предотвратить его размыв протекающим рядом каналом Грибоедова и заложить фундамент. К возведению самого собора приступили только в 1888 году. Цоколь храма был облицован серым гранитом, стены – красно-коричневым кирпичом, колонки, карнизики и тяги к наличникам окон изготавливались из эстляндского мрамора. На цоколе установили двадцать досок из красного норвежского гранита, на которых были высечены главные события и указы Александра II. К 1894 году уже были готовы своды собора, к 1897 году – девять глав, пять из которых покрыли разноцветной эмалью.


На стенах собора – описание деяний Александра II

Спас на крови стилизован под храм Василия Блаженного в Москве, но только стилизован, потому что архитектурное и художественное решение собора самобытно и уникально. В плане он представляет собой четырехугольное здание, которое венчают пять больших глав и еще четыре главки меньшего размера. Северный и южный фасады собора украшены фронтонами-кокошниками, в восточной части находятся три полукруглые аспиды, увенчанные небольшими золочеными главками. С западной стороны к собору примыкает колокольня, увенчанная золоченым куполом.

Стены собора, башенки и купола полностью покрыты декоративным узором, мрамором, гранитом, мозаикой, ювелирной эмалью. На фоне коричнево-красного декоративного кирпича белые детали оформления (арки, кокошники, аркады) смотрятся особенно нарядно. Спас на Крови снаружи и изнутри покрывает почти 6 тысяч м2 мозаики, изготовленной по эскизам знаменитых художников М.В. Нестерова, Н.А. Кошелева, А.А. Парланда, В.М. Васнецова. Северный фасад украшает мозаика «Воскресение», южный – «Христос во славе», западный – «Спас Нерукотворный», восточный – «Спас Благословляющий».

Под колокольней, в том месте, где был смертельно ранен император Александр II, установлено «Распятие с предстоящими». Крест распятия изготовлен из мрамора и гранита. С двух сторон от него находятся иконы святых, поминаемых в день рождения и смерти императора. Основание купола колокольни украшено медными и мозаичными гербами российских городов (согласно административному делению России в начале XX века). Под куполом колокольни мозаикой выложена часть молитвы святого Василия Великого, отражающая покаянную идею храма.


Иисус и добрая самаритянка


Общая площадь мозаик в соборе – 7065 м2

Художественное оформление внутренних стен и сводов храма еще более ценно, чем внешних. На сегодняшний день внутренние мозаики Спаса на Крови являются уникальным примером этого вида искусства. Мозаики выполнены по эскизам В.В. Беляева, Н.Н. Харламова, А.П. Рябушкина, Н.А. Кошелева, Н.П. Шаховской, А.Н. Новоскольцева и других художников начала XX века.

В центральном нефе размещены мозаичные картины, посвященные земной жизни Иисуса Христа. В западной части – Страсти Христовы, Распятие и Воскресение, в восточной части – сцены после Воскресения. Иконостас для Храма Воскресения Христова был изготовлен в Генуе по эскизу А.А. Парланда и украшен крестами из горного хрусталя. Главные иконы в нем написали художники М.В. Нестеров и В.М. Васнецов. Иконы в царских вратах были изготовлены из серебра и также покрыты мозаикой.

В храме сохранили нетронутым фрагмент булыжной мостовой, на котором произошел взрыв 1 марта 1881 года. Фрагмент мостовой окружен ажурной кованой решеткой и колоннами из серо-фиолетовой яшмы. Колонны поддерживают перекрытие, которое венчает топазовый крест. С перекрытия свисают неугасимые лампады в память об императоре Александре II.

Храм Спаса на Крови был освящен и открыт для прихожан в 1908 году. Богатое художественное убранство храма Спаса на Крови делает его не только культовым объектом, но и храмом-памятником, храмом-музеем. В 1923 году он получил статус кафедрального собора, но в 1930 году уже был закрыт. Здание храма было передано музейной секции Общества политкаторжан. В течение 30-50 годов XX века городские власти несколько раз принимали решение разобрать Храм Воскресения Христова, но в последний момент это мероприятие откладывалось.

Во время Великой Отечественной войны храм использовали как городской морг, после войны здание берет в аренду Малый оперный театр и устраивает в нем склад декораций. В 1956 году городские власти снова принимают решение разрушить храм, а на его месте проложить транспортную магистраль. Наконец, в 1968 году здание храма переходит в ведение Государственной инспекции по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а в 1970 году Спас на Крови становится филиалом музея «Исаакиевский собор».

С этого времени начинается возрождение храма. Реставрационные работы продолжались около 20 лет. В августе 1997 года музей-памятник «Спас на Крови» вновь открыл двери для посетителей. В настоящее время экспозиция Спаса на Крови знакомит посетителей не только с его архитектурными и художественными особенностями, но и с историей России, запечатленной в стенах этого храма. К тому же Спас на Крови единственный сохранившийся в Санкт-Петербурге памятник Александру II.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".