Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Санкт-Петербург

Театр оперы и балета им. Мусоргского


Театр оперы и балета им. Мусоргского

В 1833 году на Михайловской площади (современная Площадь искусств) было построено здание театра, названного Михайловским в честь брата императора Николая I. Здание было построено по проекту архитектора А.П. Брюллова, а фасад – по проекту К. Росси, который спланировал всю Михайловскую площадь во время постройки Михайловского дворца в 1819-1825 годах (современный Русский музей). 8 ноября 1833 года новый театр впервые открыл свои двери для широкой публики. Этот день считается днем рождения Михайловского театра.

Первоначально у Михайловского театра не было собственно труппы и оркестра, и он в основном использовался как концертный зал. В нем также часто ставили драматические спектакли и водевили. На сцене Михайловского театра выступали труппы Александринского театра и гастролирующие артисты. Иногда здесь ставились и оперные представления. В 1859 году здание было перестроено, оно стало намного больше, что давало возможность делать масштабные оперные и балетные постановки. Однако до конца XIX века на сцене Михайловского театра обосновались французские и немецкие труппы, ставившие драматические спектакли.


Театр оперы и балета им. Мусоргского

В связи с ремонтом Мариинского театра в 80-90-х годах XIX века его труппа и оркестр стали иногда выступать на Михайловской сцене. В 1894-1896 годах оперные спектакли в театре устраивались каждую неделю. После революции 1917 года последняя французская труппа, выступавшая на сцене Михайловского театра, уехала из России. Перед руководством театра встала задача сформировать, наконец, собственную труппу и оркестр. Этому способствовало и распоряжение А.В. Луначарского о признании Михайловского театра вторым оперным театром Петрограда.

В 20-е годы XX века перед вторым оперным театром Ленинграда стояла задача формирования собственной концепции, создания индивидуального облика. Театр должен был определить художественную направленность своей деятельности. Определение приоритетов во многом легло на плечи одного из первых режиссеров нового театра, Н.В. Смолича, а также главного дирижера и художественного руководителя С. Самосуда. Малый оперный театр не был обременен вековыми традициями и жанровыми ограничениями, он впитывал все новое, шел в ногу со временем. На его сцене ставились как классические оперы, так и «легковесные» оперетты и экспериментаторские сочинения молодых композиторов.

6 марта 1918 года Михайловский театр снова открылся, на этот раз премьерой оперы «Севильский цирюльник». Правда, поставлена опера была силами работников Мариинского театра, но уже в следующем сезоне у Михайловского появился свой оркестр и хор. Свои солисты появились только в начале 30-х годов XX века. В первой половине 20-х годов название театра несколько раз менялось. В 1920 году он был Государственным академическим театром комической оперы, с 1921 по 1926 – Малым академическим театром, с 1926 – Ленинградским академическим Малым оперным театром.

Во второй половине 20-х годов на сцене Малого оперного театра были поставлены комические оперы и оперетты «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, «Ева», «Танец стрекоз», «Там, где жаворонок поет», «Желтая кофта» Ф. Легара, «Женихи на колесах» В. Ранцатто, «Корневильские колокола» Р. Планкета, «Испанский соловей» Л. Фалля, новаторские оперы Э. Кшенека, Э. Дресселя, Д.Д. Шостаковича.

В 30-е годы театр становится «лабораторией советской оперы». Среди многих поставленных в этот период опер шедеврами русского оперного искусства стали «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича, «Война и мир» С.С. Прокофьева. В 1935 году В.Э. Мейерхольд поставил на сцене Малого оперного театра «Пиковую даму» П.И. Чайковского.

В 20-30-е годы Малый оперный театр сформировался как «режиссерский театр», поэтому после ухода Н. В. Смолича он на несколько десятилетий потерял свой неповторимый стиль. В 40-60-е годы XX века творческими лидерами театра стали дирижеры. Это привело к тому, что резко снизился уровень актерского мастерства исполнителей, а значит, снизился и художественный уровень спектаклей. Этот период был одним из самых сложных в истории театра.

В 1981 году Малый оперный театр возглавил С. Гаудасинский. Ему удалось восстановить традиции «режиссерского театра». Большое внимание он уделил актерскому мастерству, делал акцент на осмысленное пение и на связь телесной пластики и вокала. Хор перестал восприниматься просто как масса людей, а стал коллективом актеров, у каждого из которых была своя роль в постановке. В опере появилось много черт, характерных для драматического театра, но это только улучшило качество исполнения. В репертуаре театра стали появляться русские классические оперы – «Борис Годунов» и «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Князь Игорь» А.П. Бородина.

В 1989 году театр был снова переименован. С тех пор это Санкт-Петербургский академический театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского. Кроме сочинений русских композиторов, здесь ставятся и шедевры мирового оперного искусства: «Травиата» Дж. Верди, «Безумец» М. Ландовски, «Тартюф» К. Мичема. В последние годы в репертуаре театра появились и оперетты: «Летучая мышь» И. Штрауса, «Сильва» И. Кальмана.

В настоящее время Театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского сочетает в себе традиции русской классической оперы и новаторские идеи. Художественный коллектив театра много гастролирует и известен не только в России, но и за рубежом.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".