Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Санкт-Петербург

Большой драматический театр


Большой драматический театр

Осенью 1918 года на основе двух театральных коллективов – Театра трагедии и Театра художественной драмы – была сформирована труппа нового драматического театра в Петрограде. 15 февраля 1919 года Большой драматический театр открылся постановкой трагедии Ф. Шиллера «Дон Карлос». Первоначально он работал в Большом зале Консерватории, но уже в сентябре 1920 года переехал в здание на набережной Фонтанки, 65, где до этого располагался Суворинский (Малый) театр.

Здание театра было построено в 70-х годах XIX века по проекту архитектора Л. Фонтана на средства графа Апраксина. Интерьеры театра были оформлены в стиле эпохи Возрождения: изящные плафоны в фойе и зале, орнаменты и гирлянды цветов, скульптуры и драпировки.

Идейным вдохновителем нового театра стал М. Горький, первым художественным руководителем А.А. Блок, режиссером А.Н. Лаврентьев. По замыслу М. Горького, новый театр должен был показать зрителю идеальную личность, сильного, смелого, свободного человека, настоящего хозяина своей жизни. Ярким примером такой личности стал главный герой «Дона Карлоса», маркиз Поза, страстно обличающий тиранию и воспевающий свободу. Этот первый спектакль был воспринят как манифест нового театра, идущего в ногу со временем. В репертуаре театра появились спектакли по произведениям Ф. Шиллера, У. Шекспира, В. Гюго.

Начало 20-х годов оказалось самым кризисным периодом в истории Большого театра (БДТ). В 1921 году не стало А.А. Блока, М. Горький на несколько лет уехал из России, за три года театр сменил трех режиссеров. Все эти события были для театра настоящими потрясениями. С 1923 года на должность режиссера возвращается А.Н. Лаврентьев. В середине 20-х годов в репертуаре БДТ появляются пьесы М. Левберга, Б. Лавренева, А. Файко, Ю. Олеши, Н. Никитина, Н. Зархи, А. Киршона, Н. Погодина. С 1932 года театр стал носить имя М. Горького. В начале Великой Отечественной войны труппа БДТ была эвакуирована, но сразу же после снятия блокады актеры вернулись в Ленинград.

За тридцать семь лет работы в БДТ сменилось десять режиссеров, никто из них не работал здесь больше шести лет. Все изменилось, когда в 1956 году в театр пришел Г.А. Товстоногов. Он с 1949 года работал в Театре имени Ленинского комсомола в Ленинграде и уже тогда зарекомендовал себя как режиссер громких спектаклей начала 50-х годов: «Из искры», «Где-то в Сибири», «Униженные и оскорбленные». В БДТ Г. А. Товстоногов в первую очередь пригласил начинающих режиссеров И. Владимирова, Р. Агамирзяна, выпускников школы-студии МХАТ Т.В. Доронину и О.В. Басилашвили.

Почти каждая премьера становилась эпохальным событием театральной жизни. Так новы и свежи были режиссерские трактовки классических произведений. Г.А. Товстоногов – поистине уникальная личность в истории театра. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Театр – это добровольная диктатура». Но диктатура Г.А. Товстоногова была основана на непререкаемости его творческого авторитета. Его глубокие познания в области театра, культуры и искусства давали ему право по-своему трактовать известные произведения, а его умение разбираться в людях, выявлять яркие индивидуальности позволило ему раскрыть таланты многих актеров БДТ.

За 33 года, в течение которых он являлся главным режиссером Большого театра, ему удалось сделать БДТ лучшим театром Ленинграда. С именем ГА. Товстоногова связаны постановки «Идиота» В.М. Достоевского, «Горя от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизора» Н.В. Гоголя, «Трех сестер» А.П. Чехова, «Трех мешков сорной пшеницы» В. Тендрякова и многих других спектаклей. В течение многих лет Г.А. Товстоногов собирал в своем театре замечательных актеров, составивших лучшую театральную труппу в стране. Это И.М. Смоктуновский, О.И. Борисов, Т.В. Доронина, Е.А. Лебедев, С.Ю. Юрский, Е.З. Копелян, П.Б. Луспекаев, П.П. Панков, Э.А. Попова, В.И. Стржельчик, В.П. Ковель, В.А. Медведев, М.В. Данилов, Ю.А. Демич, Н.Н. Трофимов и многие другие.

23 мая 1989 года после генеральной репетиции нового спектакля Г.А. Товстоногов умер по дороге домой. Новым художественным руководителем театра был выбран К.Ю. Лавров. Он постарался сохранить и продолжить традиции, заложенные великим режиссером. В 1990 году К.Ю. Лавров поставил спектакль, задуманный еще прежним режиссером, – «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Этот спектакль стал первой премьерой БДТ после смерти Г.А. Товстоногова. И этот же спектакль дал ясно понять зрителям, что и с новыми режиссерами БДТ останется верен принципам, заложенным Г.А. Товстоноговым.

В настоящее время в Большом драматическом театре ставят пьесы многие знаменитые режиссеры: Т.Н. Чхеидзе, Н.Н. Пинигин, Г.И. Дитятковский, А.Н. Максимов, Э. Нюганен, Г.М. Козлов, Г.Р. Тростянецкий. По сложившейся еще в 50-х годах традиции в репертуаре театра только лучшие произведения российской и мировой классики. Это «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Таланты и поклонники» А.Н. Островского, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу, «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете» У. Шекспира, «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо, «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, «Мотылек» П. Гладилина, «АРТ» Я. Реза, «Дорогая Памела» Д. Патрика, «Калифорнийская сюита» Н. Саймона, «Квартет» Р. Харвуда, «Копенгаген» М. Фрейна, «Черная комедия» П. Шеффера, «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» Л.Н. Толстого, «Васса Железнова» М. Горького, «Блажь!» А.Н. Островского. Среди выдающихся артистов, которые и сегодня выходят на сцену БДТ, можно назвать А.Б. Фрейндлих, О.В. Басилашвили, Л.И. Макарова, Н.Н. Трофимова, З.М. Шарко, Е.К. Попову, А.Ю. Толубеева, В.М. Ивченко, Г.П. Богачева.

С 1992 года Большой драматический театр носит имя Г.А. Товстоногова. Сегодня этот театр считается одним из лучших в Санкт-Петербурге, и попасть на премьеру так же сложно, как и полвека назад.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".