Санкт-Петербург
Адмиралтейство
Адмиралтейство
Адмиралтейство задумывалось Петром I как комплекс верфей, доков и мастерских для строительства и ремонта кораблей. Сюда же должны были входить различные складские помещения для хранения строительных материалов, корабельного снаряжения и вооружения. Первый «Адмиралтейский дом» был заложен на левом берегу Невы осенью 1704 года. Петр I лично составил план здания и выбрал место постройки. Этот первый «Адмиралтейский дом» стал прообразом всех последующих зданий Адмиралтейства, в том числе и того, которое дошло до наших дней.
По замыслу Петра I, различные постройки Адмиралтейства соединялись в одно огромное одноэтажное здание в форме буквы «П» с обширным, открытым в сторону Невы двором. Во дворе располагались сараи и кузницы, эллинги (помещения для строительства и ремонта корпуса кораблей) и стапели (наклонные площадки на верфях для постройки, ремонта судов и спуска их на воду). В восточном крыле Адмиралтейства размещались канатные мастерские, в западном – мачтовые, парусные и конопатные.
Адмиралтейство было не только судостроительной верфью, но и крепостью для обороны правого берега Невы. Все постройки были обнесены земляным валом с пятью бастионами и окружены глубоким рвом, через который был перекинут подъемный мост. На земляном валу вокруг крепости установили пушки. В конце 1705 года основные строительные работы в Адмиралтейском доме и крепости были завершены, и верфи могли принять первые корабли на зимовку.
В 1717 году от здания Адмиралтейства до острова Новая Голландия, на котором размещались складские помещения морского ведомства и канатные дворы, был прорыт Адмиралтейский канал (в настоящее время на месте канала расположен Конногвардейский бульвар). С 1719 года ведутся работы по расширению Адмиралтейства и строительству каменных зданий. В этот период в центральной части главного строения появляется башня с остроконечным шпилем.
В 1727-1738 годах реконструкцией обветшавших зданий и постройкой новых каменных сооружений руководил талантливый молодой архитектор И.К. Коробов. Он не стал менять первоначальную планировку Адмиралтейства, оно по-прежнему представляло собой комплекс зданий в форме буквы «П», но было уже двухэтажным. Большое внимание И.К. Коробов уделил центральной башне.
В плане она представляла собой куб, на котором установлены два яруса башни, одинаковые по высоте, но постепенно сужающиеся кверху. Венчает всю конструкцию стройный и высокий шпиль. В верхней части башни располагался зал Адмиралтейств-коллегии, в котором хранились трофеи морской славы России.
В начале XIX века здания Адмиралтейства и окружающая их крепость перестали гармонировать с окружающими дворцами и административными учреждениями, составившими ядро Санкт-Петербурга. Набережная напротив Адмиралтейства была изрезана шлюзами и каналами, предназначенными для прохода кораблей. Все это вызвало необходимость перестроить здание Адмиралтейства так, чтобы оно не только гармонично вписывалось в панораму города, но и сохраняло за собой статус главной судостроительной верфи на Неве.
Проект нового Адмиралтейства в стиле классицизма разработал архитектор А.Д. Захаров. Он оставил П-образную форму главного здания, но во внутреннем дворе, параллельно главному, построил второе здание в форме буквы «П». Над каналом, соединяющим внутренний двор с Невой, А.Д. Захаров построил арки. Длина главного фасада, обращенного к Адмиралтейскому проспекту, составляет около 406 метров, высота здания – 16,5 метров. Визуально фасад разбит на пять частей портиками и лоджиями.
Восточный фасад обращен в сторону Дворцовой площади и Зимнего Дворца, западный – в сторону площади Декабристов. Оба фасада абсолютно симметричны: в центре находится двенадцатиколонный портик, по углам – шестиколонные портики. Отделка стен, портики, декоративные элементы восточного и западного фасадов аналогичны отделке главного фасада, что создает впечатление цельности и завершенности композиции.
Центральным звеном Адмиралтейства, несомненно, является башня. А. Д. Захаров взял за основу башню, построенную по проекту И.К. Коробова, но сделал ее тоньше и выше. Основание башни спроектировано в форме куба, оно оформлено двумя нависающими друг над другом арками. По углам башни установлены скульптуры легендарных героев – Ахилла, Аякса, Пирра и Александра Македонского. Они визуально смягчают переход от массивного основания к легкому второму ярусу, украшенному по периметру стройными колоннами дорического ордера.
Над колоннами башни установлены двадцать восемь статуй, олицетворяющих времена года, различные стихии, главные направления ветра, а также покровительницу кораблестроения Изиду и музу астрономии Уранию. Над колоннадой находится барабан в форме квадрата со скошенными углами. В четырех сторонах барабана, направленных на север, юг, запад и восток, находятся циферблаты часов. Башню венчает остроконечный золоченый шпиль в форме высокой восьмигранной пирамиды, а на вершине шпиля установлен позолоченный флюгер в виде трехмачтового парусника, напоминающего корабль Петра I.
До 80-х годов XVIII века на верфях Адмиралтейства строили корабли, здесь располагались мастерские и различные строительные службы, но после сильного пожара в 1783 году Екатерина II перенесла все службы морского ведомства в Кронштадт, и в здании Адмиралтейства с тех пор размещаются военно-морские учреждения. В 1832 году в здании Адмиралтейства открылось Училище корабельной архитектуры. В течение 19 и в начале XX века здесь размещались Морское министерство, Военно-Морской штаб.
В 1874 году перед главным фасадом Адмиралтейства был разбит Александровский сад, в 1883 году в нем появились бюсты Н.В.Гоголя, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, М.И. Глинки, памятник путешественнику Н.М. Пржевальскому.
В настоящее время в здании Адмиралтейства расположено Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского.
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".